Закрыть поиск

Рецензия. "Риголетто"

Евгения Кустова
Портал "Alarmo.ru"

По статистике, каждый третий ребенок в Самаре учился в музыкальной школе. Учился - это, конечно, сильно сказано, но «отсидели» многие. Это значит, что каждый третий самарец, когда-то пережил два часа в неделю страшной тягомотины, именуемой в дальнейшем – музыкальная литература. Поэтому ровно треть населения нашего любимого, без преувеличения, города ненавидит оперу всеми фибрами своей, уставшей от музлита, души.

Эта удивительная способность педобразов от музыки - излагать искусство только им доступным нудным языком, смогла бы превратить, скажем, «Крепкого орешка» из культового боевика в фильм категории «Убейте меня пюпитром, я больше не выдержу». Это сегодня «Риголетто» входит в школьную программу, а полтора века назад люди так развлекались.


Это короткое предисловие к тому, что я к опере отношусь весьма прохладно. А знаменитое творение Джузеппе Верди «Риголетто» меня так и вовсе никогда особо не завораживало. Даже знаменитая ария «У любви, как у пташки, крылья» восторга мне не добавляла. Поэтому и предложение написать на нее рецензию я, сперва, мягко отклонила. Но мне пообещали, что «в этот раз все будет не как обычно» - и действительно было.

Краткое содержание оперы, для тех, кому не выпало отсиживать часы на музлите. Риголетто – это шут Герцога Мантуанского, тот любитель «походить по девочкам». Сам Риголетто – редкостная сволочь. Герцог соблазняет жену графа Чепрано и дочь некоего Монтероне. Оба, конечно, жутко страдают от этого, ну, а злобный шут не упускает возможности поглумиться над ними. И в итоге, Монтероне его проклинает.

Дальше, все серьезнее, чем в книжицах Стефани Майер, что написала «Сумерки». Это вы там думаете, что она написала самую душераздирающую и жертвенную историю любви, по которой поставили самое сопливое кино в мире. Расслабьтесь, итальянцы шестнадцатого века – вот кто мастер навести ужас и напустить слезу.

Дочь шута Джильда сначала влюбляется в мерзавца герцога, потом получает за него ножом в спину, а в конце оказывается, что заказал ее собственный папа. То есть заказал то он не дочь, а герцога, потому что вдруг раскаялся, но наемница решила, что пусть герцог и сволочь, но очень уж красивый и убивать его не надо, а надо убить первого встречного и выдать труп за красавчика-злодея.

В общих чертах, без подробностей – не классика, а кровавая баня.


Я захожу в зал, ожидая увидеть помпезные костюмы с накрахмаленными париками и пышными юбками в стиле барокко, оркестр разыгрывается, занавес поднимается и тут.

Вы не поверите: на сцену выходят две дюжины проституток! В чулках, пеньюарах, корсетах. Обычные такие полуголые девицы, но поют. За проститутками выходят… кто б вы думали? Фашисты. Действие оперы перенесли из Вероны середины XVI века в фашистскую Италию времен Бенито Муссолини. А сам герцог предстает ни кем-то там, а самим Дуче. А в конце, почему-то, и вовсе Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Ну как?

Всю первую картину я старательно пыталась оправиться от шока и только, вроде, отошла, как на сцене началась настоящая садомаза. Веселая компания девушек легкого поведения во главе в герцогом, ака Дуче, обесчещивала дочь Монтероне.
Пели, конечно, хорошо. По-итальянски, но красиво. Тем более, что театр вовсю использует чудеса современных технологий в виде виртуальных проекторов. Например в «Риголетто» пускают субтитры над сценой, они сильно сокращенные, но отлично передают суть того, о чем говорят, точнее поют актеры. Очень удобно, потому что можно быстро прочитать, о чем речь, и дальше смотреть действие.

Несколько слов об актерах. Сергей Мунтян, исполнитель роли Герцога, на которого, в основном, и делалась ставка театра, в этот вечер меня не впечатлил. Василий Святкин, который, к слову, поет партию шута во всех составах труппы, заткнул герцога за пояс, да и вообще, был просто «ахх». И Риголетто у него вышел не просто злыднем, которого настигло возмездие, а глубоким, раскаивающимся персонажем, его героя было по-настоящему жаль, я даже прослезилась.


Джильда, в исполнении Дили Шагеевой, и наемники Спарфучилле и Маддалена (Андрей Антонов и Наталья Фризе) были хорошо сыграны и пели хорошо, но какого-то особенного впечатления не произвели. Не знаю, просто были хороши, все они скорее оттеняли, хотя, так, наверное, и задумано. Хотя муж мой явно впечатлился постельной сценой герцога и Маддалены, во время которой и исполнялась знаменитая ария, визитная карточка Верди.

Впечатление, в итоге, осталось двоякое. С одной стороны оперу отыграли прекрасно, с другой – все эти фашисты: они вроде бы придавали свежего дыхания и новизны восприятия, с другой – нелепо диссонировали с моим пониманием «Риголетто». Мой муж, который раньше думал, что Риголетто – это или такая еда с мясом и макаронами или что-то к этому очень близкое, оперой остался доволен. По большей части, доволен он остался партиями Джильды, потому что раньше был совершенно искренне уверен, что человеческое существо не способно издавать такие высокие звуки и не взорваться.

Источник
Написать нам