Закрыть поиск

Флория Тоска

Джакомо Пуччини (1858-1924)
Либретто Луиджи Иллики (1857-1919) и Джузеппе Джакозы (1847-1906) по пьесе (1887) Викторьена Сарду (1831-1908)
Мировая премьера: 14 января 1900, Театр Костанци, Рим





«Тоска» – кровавая история о любви и ревности во времена наполеоновских войн – была основана на оглушительно успешной французской пьесе Викторьена Сарду, где в роли Флории Тоски блистала легендарная актриса Сара Бернар. Сегодня пьеса забыта, а оперу знают все, и это заслуга музыки. Пуччини воздействует на эмоции слушателя с безошибочной, почти манипулятивной точностью. Мы прощаем ему даже разрыв в стремительном беге событий, который он был вынужден сделать по просьбе первой исполнительницы роли Тоски, добавив арию «Vissi d’arte», в которой сопрано тщетно пытается достучаться до небес.

Последний романтик итальянской оперы, Джакомо Пуччини (1858–1924) сам прожил жизнь, достойную персонажа из либретто. Восемнадцатилетним юношей он прошел 20 километров пешком до Пизы, чтобы послушать «Аиду» Верди, и после этого решил во что бы то ни стало сам сделаться оперным композитором. И стал им, и обрел огромную популярность, и разбогател. Он любил карты и быстрые автомобили, заводил романы с певицами и был притчей во языцех среди критиков за свои слишком яркие и броские работы. Пуччини создал всего двенадцать опер, но треть из них у всех на слуху: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот».

Нынешняя постановка «Тоски» в САТОБ – уже шестая по счету: опера ставилась здесь в 1933, 1941, 1950, 1963 и 1982 годах. В первой половине XX века она шла здесь под родным авторским названием. Начиная с постановки 1963 года, сделанной режиссером Георгием Геловани и дирижером Савелием Бергольцем, эта опера значится в куйбышевских и самарских афишах как «Флория Тоска» – вслед за практикой ленинградских театров. В начале своей карьеры, в 1982 году, «Тоску» в нашем театре оформлял сценограф Вячеслав Окунев – это был спектакль Александра Тумиловича и Льва Оссовского. Спустя три десятилетия Окунев, уже будучи народным художником России, снова вернулся в Самару для работы над этой же оперой, на этот раз в другой постановке.


Дирижер-постановщик – Александр Анисимов
Режиссер-постановщик – Юрий Александров 
Художник-постановщик – Вячеслав Окунев 
Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова
Художник по свету – Ирина Вторникова
Ассистент режиссера-постановщика – Татьяна Карпачёва
Все исторические события и места действия в опере – подлинные.

Предыстория:

С 1796 года Наполеон ведет войны с государствами раздробленной Италии. В 1798 году он завоевывает Папскую область со столицей в Риме и устанавливает там республику. В 1799 году армия Неаполитанского королевства выдворяет французов из Рима и сама оккупирует его. В мае 1800 года Наполеон возвращается в Италию, чтобы взять реванш. 14 июня он вступает в бой с главными союзниками Неаполя, австрийцами, близ североитальянского города Маренго. Австрийский главнокомандующий Мелас уверен, что побеждает…

Действие первое

Церковь Сант-Андреа-делла-Валле

Анджелотти, бывший консул римской республики, бежит из тюрьмы и ищет убежище в римской церкви Сант-Андреа. Там его сестра, маркиза Аттаванти, оставила для него ключ от семейной капеллы. Едва он прячется, как входит ризничий, который приносит еду для художника Марио Каварадосси, который пишет образ Девы Марии. За ризничим появляется сам Марио и приступает к работе. Ризничему бросается в глаза сходство Богоматери с одной из прихожанок. Каварадосси признает, что зарисовал лицо с натуры, пока молодая женщина была погружена в молитву. После ухода Ризничего из капеллы осторожно показывается Анджелотти. Он доверяет вольнодумцу-художнику, а потому просит у него помощи. Каварадосси ненавидит начальника полиции Скарпиа, который преследует Анджелотти, и обещает помочь. Из-за дверей церкви звучит голос Флории Тоски, певицы, возлюбленной Каварадосси, и Анджелотти снова прячется. Тоска входит, она полна ревнивых подозрений: почему двери заперты, с кем Каварадосси разговаривал? Едва Марио успокаивает возлюбленную, как та замечает его роспись и узнает оригинал: в облике Марии изображена маркиза Аттаванти! В итоге влюбленные все равно мирятся и договариваются провести вечер вместе на загородной вилле Каварадосси. Флория уходит. Каварадосси вместе с Анджелотти также покидают церковь – художник решил спрятать друга у себя дома.
Появляется ризничий с известием о поражении Наполеона при Маренго. В церкви готовятся к торжественному богослужению. Появляется полиция во главе с бароном Скарпиа. Он вычисляет, что Анджелотти прятался здесь, и что Каварадосси – его сообщник. Одна из улик – веер с гербом Аттаванти, найденный в часовне. Сопоставив находку с портретом маркизы на росписи работы Каварадосси, Скарпиа провоцирует ревность Тоски, чтобы та вывела полицию на след Каварадосси и Анджелотти. Барон мечтает расправиться с художником и заполучить Тоску для себя.

Действие второе

Дворец Фарнезе

В кабинете Скарпиа продолжает свою интригу: письмом вызывает Тоску к себе. А тут и его помощник Сполетта докладывает: Тоска вывела сыщиков к Каварадосси, и тот схвачен, но Анджелотти найти не удалось. Скарпиа начинает допрашивать Каварадосси, а в это время в другом помещении дворца Тоска поет кантату в честь победы над Наполеоном.
Каварадосси все отрицает, и когда Тоска приходит в кабинет, Скарпиа демонстративно отправляет художника в камеру пыток. Тот велит Тоске молчать, но она не выдерживает криков возлюбленного и
выдает убежище Анджелотти – он прячется в садовом колодце. Измученного Каварадосси выводят из камеры, и он понимает, что тайна раскрыта. Художник проклинает Тоску.
Барону приносят известие: при Маренго всё же победил Наполеон. Каварадосси ликует. Скарпиа отдает приказ казнить его на следующее же утро. Его уводят в тюрьму. Наедине с Тоской барон предлагает ей расплатиться собой за жизнь Каварадосси. Мольбы напрасны, и Флория соглашается.
Скарпиа убеждает ее, что должен создать видимость казни, и обещает, что художника расстреляют холостыми патронами. Он отдает распоряжение Сполетте, добавляя условную фразу. Тоска тянет время и просит выписать им с Каварадосси пропуск, чтобы покинуть Рим. Пока Скарпиа пишет, Тоска замечает в кабинете нож. Когда Скарпиа приближается, чтобы получить плату, Тоска наносит ему удар. Он умирает. Певица забирает пропуск и выскальзывает из дворца.

Действие третье

Замок Сант-Анджело

Каварадосси в тюрьме ждет казни. И даже здесь он остается художником – на кусочке бумаги рисует углем сына тюремщика. Неожиданно появляется Тоска. Она рассказывает о смерти Скарпиа и сообщает возлюбленному, что казнь будет мнимой. Марио лишь должен получше притвориться, чтобы солдаты ничего не заподозрили, а потом они смогут бежать из Рима и будут жить долго и счастливо.
Появляются солдаты. Выстрелы, Марио падает. Только теперь Тоска понимает, что Скарпиа обманул ее: патроны были настоящими, Каварадосси мертв. Обезумевшая от горя женщина бросается с крыши замка вниз.

В пучине бушующих страстей Пуччини
Валерий Иванов
"Самарские известия", 14.05.14


«Тоска» Юрия Александрова
Анастасия Изюмская
"Волжская коммуна", 14.01.2014

Весной в Самару придет Тоска
Эльвира Зиятдинова
"РегионСамарару", 15.01.2014

Впервые за 30 лет на сцене самарского оперного театра – премьера оперы "Флория Тоска"
"НИАСам", 16.01.2014

В Самаре пройдет премьера оперы Пуччини «Флория Тоска
Юлия Бодарева
"Комсомольская правда", 17.02.2014


В театре оперы и балета готовят премьеру
"samara.vibirai.ru", 19.02.2014

Как готовится «Флория Тоска»
Татьяна Богомолова
"Волжская коммуна", 25.02.2014

В театре оперы и балета готовят премьеру «Флории Тоски»
"afisha.63.ru", 16..01.2014

Опера "Флория тоска"
Телеканал "Губерния", 05.03.2014

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ!
ТРК "Скат", 07.03.2014

Спектакль "Флория Тоска"
Телеканал "Самара-ГИС", 11.03.2014

"О чем говорят"
Телеканал "Губерния", 14.03.2014

Александр Анисимов: «Последние премьеры нашего театра - спектакли наивысшей сложности. «Тоска» - из их числа»
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 18.03.2014

Премьера оперы "Флория Тоска".
"gon1969.livejournal.com", 20.03.2014

Репетиция итальянской оперы "Флория Тоска"
Телеканал "Губерния", 20.03.2014

Репетиция оперы Пуччини "Флория Тоска" в Самарском академическом театре оперы и балета.
"gon1969.livejournal.com", 21.03.2014

Гармония формы и содержания
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 27.03.2014

Любовь и никакой политики
Ирина Чечурина
"Российская газета", 27.03.2014

"Место встречи"
Телеканал "Губерния", 28.03.2014

Станция "Театральная"
Телеканал "Самара-ГИС", 31.03.2014 

Форточки для новаций
А.Матусевич
"Независимая газета", 10.04.2014


0
Флория Тоска, знаменитая певица
Марио Каварадосси, художник
Барон Скарпиа, шеф полиции Рима
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики
Ризничий
Сполетта, полицейский агент
Шарроне, жандарм
Тюремщик
Роберти (палач)
Сын тюремщика
Кардинал, епископы, певчие, судья, писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ

Жанр: Опера
Язык: Итальянский с супратитрами
Оригинальное название: Tosca
Название: Флория Тоска
Продолжительность: 3 часа
Количество действий: 3
Дата премьеры: 22 марта 2014
Возраст: 16+

Джакомо Пуччини (1858-1924)
Либретто Луиджи Иллики (1857-1919) и Джузеппе Джакозы (1847-1906) по пьесе (1887) Викторьена Сарду (1831-1908)
Мировая премьера: 14 января 1900, Театр Костанци, Рим





«Тоска» – кровавая история о любви и ревности во времена наполеоновских войн – была основана на оглушительно успешной французской пьесе Викторьена Сарду, где в роли Флории Тоски блистала легендарная актриса Сара Бернар. Сегодня пьеса забыта, а оперу знают все, и это заслуга музыки. Пуччини воздействует на эмоции слушателя с безошибочной, почти манипулятивной точностью. Мы прощаем ему даже разрыв в стремительном беге событий, который он был вынужден сделать по просьбе первой исполнительницы роли Тоски, добавив арию «Vissi d’arte», в которой сопрано тщетно пытается достучаться до небес.

Последний романтик итальянской оперы, Джакомо Пуччини (1858–1924) сам прожил жизнь, достойную персонажа из либретто. Восемнадцатилетним юношей он прошел 20 километров пешком до Пизы, чтобы послушать «Аиду» Верди, и после этого решил во что бы то ни стало сам сделаться оперным композитором. И стал им, и обрел огромную популярность, и разбогател. Он любил карты и быстрые автомобили, заводил романы с певицами и был притчей во языцех среди критиков за свои слишком яркие и броские работы. Пуччини создал всего двенадцать опер, но треть из них у всех на слуху: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Турандот».

Нынешняя постановка «Тоски» в САТОБ – уже шестая по счету: опера ставилась здесь в 1933, 1941, 1950, 1963 и 1982 годах. В первой половине XX века она шла здесь под родным авторским названием. Начиная с постановки 1963 года, сделанной режиссером Георгием Геловани и дирижером Савелием Бергольцем, эта опера значится в куйбышевских и самарских афишах как «Флория Тоска» – вслед за практикой ленинградских театров. В начале своей карьеры, в 1982 году, «Тоску» в нашем театре оформлял сценограф Вячеслав Окунев – это был спектакль Александра Тумиловича и Льва Оссовского. Спустя три десятилетия Окунев, уже будучи народным художником России, снова вернулся в Самару для работы над этой же оперой, на этот раз в другой постановке.


Дирижер-постановщик – Александр Анисимов
Режиссер-постановщик – Юрий Александров 
Художник-постановщик – Вячеслав Окунев 
Хормейстер-постановщик – Ольга Сафронова
Художник по свету – Ирина Вторникова
Ассистент режиссера-постановщика – Татьяна Карпачёва
Все исторические события и места действия в опере – подлинные.

Предыстория:

С 1796 года Наполеон ведет войны с государствами раздробленной Италии. В 1798 году он завоевывает Папскую область со столицей в Риме и устанавливает там республику. В 1799 году армия Неаполитанского королевства выдворяет французов из Рима и сама оккупирует его. В мае 1800 года Наполеон возвращается в Италию, чтобы взять реванш. 14 июня он вступает в бой с главными союзниками Неаполя, австрийцами, близ североитальянского города Маренго. Австрийский главнокомандующий Мелас уверен, что побеждает…

Действие первое

Церковь Сант-Андреа-делла-Валле

Анджелотти, бывший консул римской республики, бежит из тюрьмы и ищет убежище в римской церкви Сант-Андреа. Там его сестра, маркиза Аттаванти, оставила для него ключ от семейной капеллы. Едва он прячется, как входит ризничий, который приносит еду для художника Марио Каварадосси, который пишет образ Девы Марии. За ризничим появляется сам Марио и приступает к работе. Ризничему бросается в глаза сходство Богоматери с одной из прихожанок. Каварадосси признает, что зарисовал лицо с натуры, пока молодая женщина была погружена в молитву. После ухода Ризничего из капеллы осторожно показывается Анджелотти. Он доверяет вольнодумцу-художнику, а потому просит у него помощи. Каварадосси ненавидит начальника полиции Скарпиа, который преследует Анджелотти, и обещает помочь. Из-за дверей церкви звучит голос Флории Тоски, певицы, возлюбленной Каварадосси, и Анджелотти снова прячется. Тоска входит, она полна ревнивых подозрений: почему двери заперты, с кем Каварадосси разговаривал? Едва Марио успокаивает возлюбленную, как та замечает его роспись и узнает оригинал: в облике Марии изображена маркиза Аттаванти! В итоге влюбленные все равно мирятся и договариваются провести вечер вместе на загородной вилле Каварадосси. Флория уходит. Каварадосси вместе с Анджелотти также покидают церковь – художник решил спрятать друга у себя дома.
Появляется ризничий с известием о поражении Наполеона при Маренго. В церкви готовятся к торжественному богослужению. Появляется полиция во главе с бароном Скарпиа. Он вычисляет, что Анджелотти прятался здесь, и что Каварадосси – его сообщник. Одна из улик – веер с гербом Аттаванти, найденный в часовне. Сопоставив находку с портретом маркизы на росписи работы Каварадосси, Скарпиа провоцирует ревность Тоски, чтобы та вывела полицию на след Каварадосси и Анджелотти. Барон мечтает расправиться с художником и заполучить Тоску для себя.

Действие второе

Дворец Фарнезе

В кабинете Скарпиа продолжает свою интригу: письмом вызывает Тоску к себе. А тут и его помощник Сполетта докладывает: Тоска вывела сыщиков к Каварадосси, и тот схвачен, но Анджелотти найти не удалось. Скарпиа начинает допрашивать Каварадосси, а в это время в другом помещении дворца Тоска поет кантату в честь победы над Наполеоном.
Каварадосси все отрицает, и когда Тоска приходит в кабинет, Скарпиа демонстративно отправляет художника в камеру пыток. Тот велит Тоске молчать, но она не выдерживает криков возлюбленного и
выдает убежище Анджелотти – он прячется в садовом колодце. Измученного Каварадосси выводят из камеры, и он понимает, что тайна раскрыта. Художник проклинает Тоску.
Барону приносят известие: при Маренго всё же победил Наполеон. Каварадосси ликует. Скарпиа отдает приказ казнить его на следующее же утро. Его уводят в тюрьму. Наедине с Тоской барон предлагает ей расплатиться собой за жизнь Каварадосси. Мольбы напрасны, и Флория соглашается.
Скарпиа убеждает ее, что должен создать видимость казни, и обещает, что художника расстреляют холостыми патронами. Он отдает распоряжение Сполетте, добавляя условную фразу. Тоска тянет время и просит выписать им с Каварадосси пропуск, чтобы покинуть Рим. Пока Скарпиа пишет, Тоска замечает в кабинете нож. Когда Скарпиа приближается, чтобы получить плату, Тоска наносит ему удар. Он умирает. Певица забирает пропуск и выскальзывает из дворца.

Действие третье

Замок Сант-Анджело

Каварадосси в тюрьме ждет казни. И даже здесь он остается художником – на кусочке бумаги рисует углем сына тюремщика. Неожиданно появляется Тоска. Она рассказывает о смерти Скарпиа и сообщает возлюбленному, что казнь будет мнимой. Марио лишь должен получше притвориться, чтобы солдаты ничего не заподозрили, а потом они смогут бежать из Рима и будут жить долго и счастливо.
Появляются солдаты. Выстрелы, Марио падает. Только теперь Тоска понимает, что Скарпиа обманул ее: патроны были настоящими, Каварадосси мертв. Обезумевшая от горя женщина бросается с крыши замка вниз.

В пучине бушующих страстей Пуччини
Валерий Иванов
"Самарские известия", 14.05.14


«Тоска» Юрия Александрова
Анастасия Изюмская
"Волжская коммуна", 14.01.2014

Весной в Самару придет Тоска
Эльвира Зиятдинова
"РегионСамарару", 15.01.2014

Впервые за 30 лет на сцене самарского оперного театра – премьера оперы "Флория Тоска"
"НИАСам", 16.01.2014

В Самаре пройдет премьера оперы Пуччини «Флория Тоска
Юлия Бодарева
"Комсомольская правда", 17.02.2014


В театре оперы и балета готовят премьеру
"samara.vibirai.ru", 19.02.2014

Как готовится «Флория Тоска»
Татьяна Богомолова
"Волжская коммуна", 25.02.2014

В театре оперы и балета готовят премьеру «Флории Тоски»
"afisha.63.ru", 16..01.2014

Опера "Флория тоска"
Телеканал "Губерния", 05.03.2014

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ!
ТРК "Скат", 07.03.2014

Спектакль "Флория Тоска"
Телеканал "Самара-ГИС", 11.03.2014

"О чем говорят"
Телеканал "Губерния", 14.03.2014

Александр Анисимов: «Последние премьеры нашего театра - спектакли наивысшей сложности. «Тоска» - из их числа»
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 18.03.2014

Премьера оперы "Флория Тоска".
"gon1969.livejournal.com", 20.03.2014

Репетиция итальянской оперы "Флория Тоска"
Телеканал "Губерния", 20.03.2014

Репетиция оперы Пуччини "Флория Тоска" в Самарском академическом театре оперы и балета.
"gon1969.livejournal.com", 21.03.2014

Гармония формы и содержания
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета", 27.03.2014

Любовь и никакой политики
Ирина Чечурина
"Российская газета", 27.03.2014

"Место встречи"
Телеканал "Губерния", 28.03.2014

Станция "Театральная"
Телеканал "Самара-ГИС", 31.03.2014 

Форточки для новаций
А.Матусевич
"Независимая газета", 10.04.2014


0
Флория Тоска, знаменитая певица
Марио Каварадосси, художник
Барон Скарпиа, шеф полиции Рима
Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики
Ризничий
Сполетта, полицейский агент
Шарроне, жандарм
Тюремщик
Роберти (палач)
Сын тюремщика
Кардинал, епископы, певчие, судья, писарь, офицер, сержант, солдаты, стражники, полицейские, кавалеры, дамы, народ

Написать нам