Закрыть поиск

Как готовится «Флория Тоска»

"Волжская коммуна"
25.02.2014
Татьяна Богомолова, фото Максим Абрамов

В середине марта в Самарском театре оперы и балета состоится премьера оперы «Флория Тоска». Сегодня идут репетиции, шьются костюмы, изготавливаются головные уборы и декорации. В столярных цехах уже готова башня, с которой в финале сбросится Тоска. 

На следующей неделе в театр приедет режиссер Юрий Александров и художник Вячеслав Окунев. Но спектакль уже шьется, изготавливается, пишется. В малом репетиционном зале ассистент Александрова Татьяна Корпачева прорабатывает с артистами одну из сцен «Флории Тоски». Каварадосси - уже известный самарской публике солист «Геликон - опера» Илья Говзич и Скарпиа - солист Пермского театра Павел Рейман. Раз за разом возвращаются к уже пройденным эпизодам, вот Скарпиа слушает отчет, размышляет о Тоске, обедает, вот он вспылил, тут он благостен. Татьяна Корпачева пытается понять действия, мотивы, оценки героев, и прямо на глазах появляются очертания будущего спектакля. Артисты во время репетиционного процесса тихо переговариваются между собой, пьют чай, расхаживают по залу, но вот взмах дирижерской палочки - и звучит баритон Павла Реймана, склоняется на колени тенор Илья Говзич...

«В принципе, в истории оперы обращение к сюжету, где главное действующее лицо - певица, явление исключительное, - рассказывает главный дирижер театра Александр Анисимов, - такой, казалось бы, благодатный сюжет, по-видимому, отпугивал композиторов, ведь сыграть на сцене певицу какой-то другой певице, да еще такую легендарную, как Тоска — непросто».

Эту партию в самарском театре будут исполнять Ирина Крикунова,Татьяна Ларина, Татьяна Гайворонская и Лия Габриелян.

«Эта опера интересна и тем (а это ведь настоящий триллер, детектив), что замешена на исторических фактах, связанных с политическими событиями в Италии, - продолжает Александр Анисимов, - а также с жизнью и судьбой другого представителя художнических платформ — художника Анджелотти. Вот об этом будет спектакль, о том, что позиция художника, его жизнь, любовь, страдания неразрывно связаны с тем, что творится вокруг него, в его стране, в его окружении».

По словам главного дирижера, приглашая Юрия Александрова, театр заведомо подписался на сложную работу, правда, с надеждой на большой успех. На этот раз в спектакле не ожидается никаких лошадей, особых шествий и балетов. Постановщик на первой же встрече с труппой сообщил, что это будет очень подробный, практически кинематографичный, драматический спектакль.

Уже началась скрупулезная, интересная работа и не только у актеров над образами, но и во всех театральных цехах. Художница Ирина Комарова, окружив себя репродукциями и эскизами, создает капоры, не уступающие тем, что носила возлюбленная Наполеона — Жозефина. В этой же мастерской будут создаваться и украшения из настоящих страз Сваровски. Уже сшито 147 костюмов для хора. Что же касается цветовой гаммы, то светлые, яркие костюмы предполагаются только у главных героев. Все остальное, по замыслу Окунева, будет представлять из себя однородную серую массу. Самарские художники вручную расписали задник сцены - огромное полотно размером одиннадцать на восемнадцать метров, с видом плывущих облаков по ночному небу. Созданы бутафорские вазы, канделябры, посуда... В самой светлой, пахнущей древесными стружками мастерской изготовлена стена крепости, с которой и предстоит броситься Тоске.






Александр Анисимов, главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета:
- Идея постановки этого спектакля созрела тогда, когда я познакомился с труппой, и в частности, с таким мастером и потрясающим актером-самородком Василием Святкиным. К сожалению, сейчас из-за болезни его выход на сцену в этой опере отодвинулся. Но он сделает это роскошно. Партия Скарпиа очень непростая, а Святкин из тех артистов, которые не выходят на полуготовом материале. Но опера «Флория Тоска» предполагает прежде всего героиню, и у нас такие есть.







Елена Соловьева, главный художник Самарского академического театра оперы и балета:

- Так как события происходят в начале XIX века, то нами соблюдена в костюмах стилистика ампир. В костюмах присутствует сдержанная цветовая гамма, выделяются цветом только главные персонажи. Ткани используются только натуральные, часть мы красим, часть уже покупаются нужного цвета. Наша цель максимально передать ощущение времени, поэтому приходится обходится без синтетических тканей. Обмануть зрителя, конечно, можно, тем не менее синтетика все равно читается, эти ткани по другому лежат, другие в ощущениях.
Написать нам