Закрыть поиск

Мастер и Маргарита



Сергей Слонимский (1932-2020).
Либретто Юрия Димитрина и Виталия Фиалковского по одноименному роману Михаила Афанасьевича Булгакова.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик — Юрий Александров
Художник-постановщик — Сергей Новиков
Художник по свету — Ирина Вторникова
Балетмейстер-постановщик — Надежда Калинина

Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Михайловича Слонимского была написана в 1972 году. Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал этот сюжет. Значительно позже были созданы одноименные оперы Евгения Глебова (1992) и Александра Градского (2009).

Сергей Слонимский приступил к работе в 1966 году сразу по прочтении первой публикации романа в журнале «Москва». В 1972 году первый акт оперы был исполнен на сцене Ленинградского Дома композиторов. В зале присутствовали Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский, Давид Ойстрах и Геннадий Рождественский, который стоял за дирижерским пультом.

Сразу по исполнении на «Мастера и Маргариту» был наложен запрет. «На следующий день в 10 утра в Союз композиторов позвонили и приказали размагнитить запись, – вспоминал Слонимский. – Но я по совету Рождественского пришел в 9 утра и переписал».

По счастливой случайности в том же 1972 году с «Мастером и Маргаритой» познакомились Светлана Петровна Хумарьян (тогда — заместитель начальника по областному управлению культуры Куйбышевской-Самарской области) и главный режиссер Куйбышевского театра оперы и балета Борис Александрович Рябикин. В обкоме партии было выхлопотано разрешение на постановку оперы, однако иные обстоятельства все же воспрепятствовали этой постановке.

Только в мае 1989 года под управлением дирижера Михаила Юровского «Мастер» прозвучал в Москве. Это было концертное исполнение, не задействующее в полной мере возможности оперного театра. Сценическая же премьера состоялась в Гамбурге в 2000 году, но в переводе на немецкий язык, что, строго говоря, не вполне соответствовало оригинальному тексту.

Самарская постановка «Мастера и Маргариты» (2023) станет первым полномасштабным сценическим воплощением этой оперы в России!

По указанию Слонимского, «Мастер и Маргарита» – камерная опера в трех частях. Вместо обычного симфонического оркестра в ней используется принцип инструментального театра, где каждый инструмент трактуется как спутник действующих персонажей. Также в опере ощутимы черты лирико-психологической драмы, рок-оперы, а также элементы флорентийской оперы- начала XVII века – первых образцов оперного жанра.

Оригинально драматургическое решение «Мастера и Маргариты». Оно перекликается с композицией «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Аналогично «Страстям» опера открывается со сцены распятия, кульминация которой находится во втором акте, а монолог-повествование Маргариты подобен партии Евангелиста.

Как и в романе, время оперы протекает в двух измерениях – в мире евангельского повествования и в Москве 1920-30-х гг. Это «горизонтальный» аспект действия. Присутствует также и «вертикальный» аспект соотношения сцен, когда некоторые из них звучат синхронно, отражая одну сюжетно-сценическую ситуацию через другую.

Художник по видеоконтенту - Digital Opera Saint-Petersburg

Самарская постановка оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского глазами петербуржцев
Марианна МЖЕЛЬСКАЯ, "Свежая газета. Культура", декабрь 2023

Воланд vs Франкенштейн. Инфернальные образы в театральном Петербурге
Владимир ДУДИН, “Независимая газета”, 28.11.2023

Несгоревшая партитура. В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Мастер и Маргарита»
Владимир ДУДИН, “Санкт-Петербургские ведомости”, 27.11.2023

Самарский спектакль "Мастер и Маргарита" представили на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
Мария АРХИПОВА, “СОВА - главные новости Самары”, 18.11.2023

Премьера «Мастера и Маргариты» в счастливом городе Самаре
Елена ДОЛИНСКАЯ, “Новости классической музыки”, 18.11.2023

Право выбора остается за каждым
Виктор АЛЕКСАНДРОВ, “Музыкальные сезоны”, 26.10.2023

У КАЖДОГО СВОЯ ГОЛГОФА
Евгения КРИВИЦКАЯ, журнал “Музыкальная жизнь”, 16.10.2023

Маргарита прилетела на Волгу: премьера оперы по роману Булгакова в Самаре
Александр МАТУСЕВИЧ, газета “Культура”, 13.10.2023

В Самаре состоялась мировая премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского
Ирина ЧЕЧУРИНА, “Российская газета”, 10.10.2023
Жанр: Опера
Название: Мастер и Маргарита
Продолжительность: 3 часа
Количество действий: 2
Возраст: 16+


Сергей Слонимский (1932-2020).
Либретто Юрия Димитрина и Виталия Фиалковского по одноименному роману Михаила Афанасьевича Булгакова.

Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик — Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик — Юрий Александров
Художник-постановщик — Сергей Новиков
Художник по свету — Ирина Вторникова
Балетмейстер-постановщик — Надежда Калинина

Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Михайловича Слонимского была написана в 1972 году. Слонимский был первым, кто музыкально интерпретировал этот сюжет. Значительно позже были созданы одноименные оперы Евгения Глебова (1992) и Александра Градского (2009).

Сергей Слонимский приступил к работе в 1966 году сразу по прочтении первой публикации романа в журнале «Москва». В 1972 году первый акт оперы был исполнен на сцене Ленинградского Дома композиторов. В зале присутствовали Георгий Товстоногов, Евгений Мравинский, Давид Ойстрах и Геннадий Рождественский, который стоял за дирижерским пультом.

Сразу по исполнении на «Мастера и Маргариту» был наложен запрет. «На следующий день в 10 утра в Союз композиторов позвонили и приказали размагнитить запись, – вспоминал Слонимский. – Но я по совету Рождественского пришел в 9 утра и переписал».

По счастливой случайности в том же 1972 году с «Мастером и Маргаритой» познакомились Светлана Петровна Хумарьян (тогда — заместитель начальника по областному управлению культуры Куйбышевской-Самарской области) и главный режиссер Куйбышевского театра оперы и балета Борис Александрович Рябикин. В обкоме партии было выхлопотано разрешение на постановку оперы, однако иные обстоятельства все же воспрепятствовали этой постановке.

Только в мае 1989 года под управлением дирижера Михаила Юровского «Мастер» прозвучал в Москве. Это было концертное исполнение, не задействующее в полной мере возможности оперного театра. Сценическая же премьера состоялась в Гамбурге в 2000 году, но в переводе на немецкий язык, что, строго говоря, не вполне соответствовало оригинальному тексту.

Самарская постановка «Мастера и Маргариты» (2023) станет первым полномасштабным сценическим воплощением этой оперы в России!

По указанию Слонимского, «Мастер и Маргарита» – камерная опера в трех частях. Вместо обычного симфонического оркестра в ней используется принцип инструментального театра, где каждый инструмент трактуется как спутник действующих персонажей. Также в опере ощутимы черты лирико-психологической драмы, рок-оперы, а также элементы флорентийской оперы- начала XVII века – первых образцов оперного жанра.

Оригинально драматургическое решение «Мастера и Маргариты». Оно перекликается с композицией «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Аналогично «Страстям» опера открывается со сцены распятия, кульминация которой находится во втором акте, а монолог-повествование Маргариты подобен партии Евангелиста.

Как и в романе, время оперы протекает в двух измерениях – в мире евангельского повествования и в Москве 1920-30-х гг. Это «горизонтальный» аспект действия. Присутствует также и «вертикальный» аспект соотношения сцен, когда некоторые из них звучат синхронно, отражая одну сюжетно-сценическую ситуацию через другую.

Художник по видеоконтенту - Digital Opera Saint-Petersburg

Самарская постановка оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского глазами петербуржцев
Марианна МЖЕЛЬСКАЯ, "Свежая газета. Культура", декабрь 2023

Воланд vs Франкенштейн. Инфернальные образы в театральном Петербурге
Владимир ДУДИН, “Независимая газета”, 28.11.2023

Несгоревшая партитура. В Мариинском театре состоялась премьера оперы «Мастер и Маргарита»
Владимир ДУДИН, “Санкт-Петербургские ведомости”, 27.11.2023

Самарский спектакль "Мастер и Маргарита" представили на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
Мария АРХИПОВА, “СОВА - главные новости Самары”, 18.11.2023

Премьера «Мастера и Маргариты» в счастливом городе Самаре
Елена ДОЛИНСКАЯ, “Новости классической музыки”, 18.11.2023

Право выбора остается за каждым
Виктор АЛЕКСАНДРОВ, “Музыкальные сезоны”, 26.10.2023

У КАЖДОГО СВОЯ ГОЛГОФА
Евгения КРИВИЦКАЯ, журнал “Музыкальная жизнь”, 16.10.2023

Маргарита прилетела на Волгу: премьера оперы по роману Булгакова в Самаре
Александр МАТУСЕВИЧ, газета “Культура”, 13.10.2023

В Самаре состоялась мировая премьера оперы "Мастер и Маргарита" Сергея Слонимского
Ирина ЧЕЧУРИНА, “Российская газета”, 10.10.2023
Написать нам