Закрыть поиск

«Аида»: позолота и истинное сияние

Маргарита ПРАСКОВЬИНА
"Самарская газета", 02.04.2013

Что может подарить по-настоящему высокое искусство
27 марта в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Аида». Историю на итальянском языке о трагической любви дочери эфиопского царя, ставшей рабыней, и полководца египтян Радамеса поставил режиссер из Санкт-Петербурга, народный артист РФ Юрий Александров. Дирижер-постановщик - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель труппы Александр Анисимов.

ОСЛЕПЛЯЮЩАЯ ОБОЛОЧКА

Юрий Александров признался, что в любой опере считает главным для зрителя ощущение праздника, создание другой, не похожей на окружающий мир действительности. Ту реальность, которую он создал вместе со своим постоянным соавтором, народным художником России Вячеславом Окуневым, с повседневной, конечно, не спутаешь. Огромные сфинксы и пирамиды, покрытые древнеегипетскими письменами, заполняют все пространство, нависая над персонажами роковой неизбежностью. В первом и втором действиях сцена изобилует золотом, что порой сильно отвлекает от происходящего.

Зато как преображается опера, когда от нас скрывают роскошество подмостков и мы видим только солистов! Например, когда Аида укрывается от посторонних глаз и молит богов то о помощи отцу в его походе на египтян, то о победе над восставшими своего возлюбленного Радамеса, то, спохватившись, понимает, что единственный для нее выход - просить успокоительной смерти для себя. Хочется, чтобы героиня в исполнении Ирины Крикуновой не прерывала своих молитв и они продолжались - настолько завораживает ее сильный и чистый голос.

Тем менее естественной выглядит сцена в покоях дочери царя Амнерис, по-видимому, задуманная как оргия. Нелепые непристойные танцы, гротескные культуристы, выписанные, наверное, для создания ощущения физического изобилия. Для чего привнесены авторами постановки золото, причудливые танцы, спортсмены и пресловутая живая лошадь, которая анонсировалась как главная «изюминка»? Для повышения зрительского интереса? Самарский оперный театр пока на его отсутствие не жалуется... Или изобилующий золотом и лопающийся от сознания собственной важности мир Древнего Египта - насмешка режиссера над всеми великодержавными притязаниями «больших» государств?

ОДУХОТВОРЕННАЯ СУТЬ

На протяжении своей режиссерской карьеры Юрий Александров много раз обращался к постановке «Аиды». С годами, по его словам, он пришел к выводу, что эта опера - о сложных и необыкновенных отношениях между героями, а не о борьбе за власть. Не исключено, что поэтому так удачно смотрятся дуэты персонажей, когда внешнее оформление уходит на задний план, а перед зрителями предстает драматургия взаимосвязей между Аидой, Радамесом, ее отцом Амонасро и ее несчастной соперницей Амнерис.

Юрий Александров признался, что в любых своих спектаклях исходит из возможностей труппы. Сложно судить, насколько ему это удалось, учитывая, что на премьере «Аиды» сольные партии исполняли постоянно сотрудничающие с самарским театром, но приглашенные солисты: Ирина Крикунова (Аида) и Михаил Губский (Радамес), а также солистка «Новой оперы» Анастасия Бибичева (Амнерис).

Безусловной заслугой режиссера можно назвать работу с собственно самарскими солистами. Георгий Цветков в роли Амонасро порадовал зрителей не только возможностями своего голоса, но и драматическим талантом. Отличным попаданием в образ стал Георгий Шагалов в роли царя Египта - величественность и размеренность, гордый профиль, будто высеченный из камня, и самое главное - мощный и словно вобравший в себя все могущество древнего царства бас.

В первом действии удовольствие от голоса Анастасии Бибичевой несколько скрадывает форсирование Александром Анисимовым оркестра. Однако в дальнейшем зрителям предоставляется возможность не раз насладиться красотой исполнения. А в последнем действии ее сцена с Радамесом поражает еще и подлинным драматизмом. Опустившаяся на колени перед бесправным пленником всесильная дочь царя Египта, которая молит его одуматься перед лицом неминуемой казни, производит потрясающее впечатление.

Истинный талант постановщика проявляется в сценах, где нет излишнего роскошества, а есть только взаимодействие персонажей, музыка Верди и потрясающие солисты. Последние два действия «Аиды», пожалуй, лучшее, что есть сегодня в оперном репертуаре самарского театра. Оркестр под руководством Александра Анисимова и голоса исполнителей сливаются в некую сверхъестественную силу, которая заставляет забыть обо всем на свете и ощутить то неповторимое чувство воспарения над реальностью, которое может подарить только по-настоящему высокое искусство.

КОММЕНТАРИЙ:
ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВ

режиссер-постановщик, народный артист РФ, художественный руководитель Государственного музыкального камерного театра «Санкт-Петербургъ-Опера»:
- Волнение на премьере оправданно, мы взяли очень сложный материал. Но я рад, что ребята его играют с удовольствием. Мы не можем делать свое дело с дежурной улыбкой, должны отдаваться целиком. Это то, что я увидел. Конечно, такая история с ходу не получается. Но желание артистов работать и блеск в их глазах мне очень дороги, и, думаю, это оценят зрители, ради которых мы и работаем.



Написать нам