Закрыть поиск

Юрий Александров приступил к репетициям «Аиды» в Самарском оперном театре


С каждым днем долгожданная премьера «Аиды» все ближе. Солисты разучивают партии, проходят оркестровые репетиции, уже готовы костюмы для хора, и, наконец, прибывший на днях из Петербурга режиссер-постановщик Юрий Александров приступил к репетициям.

«Аида» считается одной из самых ярких опер Джузеппе Верди. «Опера опер», «священная корова» своего жанра и «крепкий орешек» для исполнителей.

«Аида» была написана Верди в 1871 году, в ней много модной в то время экзотики, которая предвещает конец XIX века, предвещает наступление эпохи модерна. Но если в модерне древность и восток лишь стилизуются, то опера «Аида», написанная с мелодраматическим надрывом, заставляет поверить в то, что действие на самом деле разворачивается в Древнем Египте. При этом «Аида» абсолютно лишена оперной вампучности, то есть шаблонности, трафаретности. «Вампука — это постановочные нелепости, над которыми можно при желании посмеяться, - говорит музыковед Наталья Эскина. - Человек умирает, но принимается петь арию. И поет, и поет. «Аида» же — гармоничное произведение, в котором драматургическая, художественная правда не расходится с течением спектакля и с музыкой, здесь все едино. Сцена в храме довольно медленная, но обряд ведь и должен быть медленным. Перед нами торжественный ритуальный Египет, в котором династии менялись раз в две тысячи лет и все развивалось в темпе течения священного Нила. Вот опера и развивается с такой торжественной важностью».

«Аида» в Самарском оперном обещает быть яркой и зрелищной. Художник-постановщик Вячеслав Окунев всякий раз поражает воображение зрителей великолепием костюмов и декораций. Так было и в «Князе Игоре», и в балете «Баядерка». Судя по всему, самарская «Аида» предстанет в золотой гамме. Даже у артистов хора — обычных горожан Египта, участников процессий будут золотые парики.

Но «Аида» - это не только блеск и роскошь. Это прежде всего прекрасный вокал. И в этом сложность, потому что недостатки вокала не компенсировать ни костюмами, ни декорациями. В начале этого года уже прогремела «Аида» в Казани, режиссером-постановщиком которой также стал Юрий Александров. Симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского представила «Аиду» в концертном варианте. И, увы, в том и другом случае, судя по рецензиям, «крепкий оперный орешек» пришелся не по зубам даже именитым исполнителям.

«С одной стороны, это должно быть бельканто, которым в большей степени владеют итальянцы, чем русские певцы, - говорит Эскина. - С другой стороны, там должны быть плотные сочные голоса, которые не должны тонуть в ярком оркестре. И в этой опере не просто красивая музыка, как у Беллини или Россини, здесь очень глубокая психологическая драма - и социальная, и личная, что требует не только хорошего вокального исполнения, но и высокого актерского мастерства».

В Самаре предыдущая постановка «Аиды» была осуществлена в 1991 году Игорем Чернышевым. Известный больше как постановщик балетных спектаклей, Игорь Чернышев также поставил в Самаре две оперы — «Пиковую даму» и «Аиду». И последняя не сходила с афиш до 2006 года, то есть до начала реконструкции театра. Одной из исполнительниц главной партии была солистка театра Евгения Тенякова, которой в новой постановке отдана роль великой Жрицы.

В новом спектакле партию Аиды исполнят в разные дни солистка Пермского академического театра оперы и балета и приглашенная солистка Самарского театра Ирина Крикунова, солистки Самарского академиического театра оперы и балета Татьяна Ларина и Лия Габриелян. Партию Амнерис будут исполнять Наталья Дикусарова, Наталья Фризе и Антонина Ревуцкая. В роли Радамеса в разные дни предстанут Дмитрий Крыжский и солист Московского театра «Новая опера» Михаил Губский. Партию Амонасро исполнят Зураб Базоркин, Василий Святкин и Георгий Цветков.

«Аида» - опера, в которой солисты имеют возможность показать всю красоту и многообразие своего голоса. Кроме того, опера Верди очень зрелищная. Публику ожидают эффектные сцены со жрецами и ритуальными танцами. И потрясающий финал, завораживающий своей двойственностью: трагическая гибель влюбленных и загробная жизнь, в которую верили древние египтяне.

Источник: Волжская Коммуна
Написать нам