Закрыть поиск

Игроки.


Ленинградская симфония



Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Либретто Дмитрия Шостаковича на основе одноименной комедии (1842) Николая Гоголя (1809-1852)
Мировая премьера: 24 января 1990, Московский камерный музыкальный театр Бориса Покровского
Премьера в САТОБ: 23 сентября 2021
Исполняется на русском языке



Находясь в эвакуации в Куйбышеве в 1941-43 годах, Дмитрий Шостакович решил написать оперу по пьесе Николая Гоголя, одного из своих любимейших авторов, чьи произведения он мог цитировать наизусть целыми страницами. Композитор не хотел менять и выпускать ни одного слова пьесы.

Написав сорок минут изобретательной, колоритнейшей музыки, Шостакович отказался от идеи заканчивать партитуру. Номинально – потому, что решил, будто в готовом виде опера будет недопустимо длинной.

Уже после его смерти «Игроки» попали на сцену в том виде, в котором он их оставил, – в форме одноактной оперы, где весь сюжет состоит из одной только завязки: Ихарев, вдохновенный и азартный поклонник нечестной карточной игры, приезжает в провинциальный город, где встречает компанию таких же виртуозных шулеров.

В 1996 году Юрий Александров при участии драматурга Юрия Димитрина создал на основе этой оперы спектакль под названием «Игроки-1942» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Эту постановку отметили премией «Золотая маска» за лучший оперный спектакль и лучшую работу режиссера в опере. В спектакле параллельно с развитием «гоголевского» действия звучит голос Шостаковича, музыка из других его произведений и цитаты из писем к другу, либреттисту Исааку Гликману. В 2021 году в рамках фестиваля «Шостакович XX век» спектакль Юрия Александрова обрел новую жизнь в Самаре.

Режиссер-постановщик – Юрий Александров
Режиссер – Татьяна Карпачева
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Александр Пырялин
Художник по свету – Эмиль Авраменко


Второе отделение - одноактный балет «Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, Op. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».

Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.

В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Балетмейстер-постановщик – Вячеслав Хомяков
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов 
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов 
Либретто оперы "Игроки"

Ихарев, остановившийся в трактире провинциального города, расспрашивает трактирного слугу Алексея о других постояльцах: кто они, играют ли, только ли между собой и где берут карты; щедро вознаграждает понятливого слугу и отправляется знакомиться с соседями.
Кругель и Швохнев, уже живущие в гостинице, в свою очередь расспрашивают у Гаврюшки, слуги Ихарева, откуда его барин, играет ли и в выигрыше ли теперь. Узнав, что Ихарев выиграл недавно восемьдесят тысяч, они подозревают в нем шулера. Гаврюшка тоже получает вознаграждение.
Ихарев дает Алексею дюжину карточных колод, чтоб тот подложил их во время игры.
К Ихареву приходят Швохнев, Кругель и Утешительный. Возникает спор о том, весь ли принадлежит человек обществу. Угостившись закусками, компания садится за карточный стол, и гости уверяются, что Ихарев шулер первой степени. Утешительный, подговоря остальных, восхищается искусством хозяина и, покаявшись в намерении обыграть Ихарева, предлагает заключить дружеский союз. Сблизившееся общество обменивается удивительными историями – об одиннадцатилетнем мальчике, который жульничает в карты с неподражаемым искусством, о некоем почтенном человеке, который за большие деньги изучает крап и сообщает его ключ, о ловких способах пустить в оборот крапленые карты в торговом городе или в уединенном имении.
Дальше у Гоголя спираль взаимных мошенничеств закручивается все туже, но Шостакович дописал оперу только до этого момента. 
ОПЕРА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
Владислава Шилина, "Музыкальная жизнь", 20 октября 2021

Самарский театр представил премьеру оперы "Игроки"
Ирина Чечурина, "Российская газета", 29 сентября 2021

Композитор эпохи: 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича 
Телеканал "Мир24", 25 сентября 2021 
Действующие лица оперы "Игроки"

Ихарев, игрок
Алексей, слуга
Гаврюшка, слуга Ихарева
Кругель, полковник
Степан Иванович Утешительный
Пётр Петрович Швохнев
Аделаида Ивановна
Дмитрий Шостакович
 
Жанр: Одноактная опера, одноактный балет
Название: Игроки.


Ленинградская симфония
Возраст: 12+


Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Либретто Дмитрия Шостаковича на основе одноименной комедии (1842) Николая Гоголя (1809-1852)
Мировая премьера: 24 января 1990, Московский камерный музыкальный театр Бориса Покровского
Премьера в САТОБ: 23 сентября 2021
Исполняется на русском языке



Находясь в эвакуации в Куйбышеве в 1941-43 годах, Дмитрий Шостакович решил написать оперу по пьесе Николая Гоголя, одного из своих любимейших авторов, чьи произведения он мог цитировать наизусть целыми страницами. Композитор не хотел менять и выпускать ни одного слова пьесы.

Написав сорок минут изобретательной, колоритнейшей музыки, Шостакович отказался от идеи заканчивать партитуру. Номинально – потому, что решил, будто в готовом виде опера будет недопустимо длинной.

Уже после его смерти «Игроки» попали на сцену в том виде, в котором он их оставил, – в форме одноактной оперы, где весь сюжет состоит из одной только завязки: Ихарев, вдохновенный и азартный поклонник нечестной карточной игры, приезжает в провинциальный город, где встречает компанию таких же виртуозных шулеров.

В 1996 году Юрий Александров при участии драматурга Юрия Димитрина создал на основе этой оперы спектакль под названием «Игроки-1942» в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Эту постановку отметили премией «Золотая маска» за лучший оперный спектакль и лучшую работу режиссера в опере. В спектакле параллельно с развитием «гоголевского» действия звучит голос Шостаковича, музыка из других его произведений и цитаты из писем к другу, либреттисту Исааку Гликману. В 2021 году в рамках фестиваля «Шостакович XX век» спектакль Юрия Александрова обрел новую жизнь в Самаре.

Режиссер-постановщик – Юрий Александров
Режиссер – Татьяна Карпачева
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Александр Пырялин
Художник по свету – Эмиль Авраменко


Второе отделение - одноактный балет «Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, Op. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».

Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.

В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Балетмейстер-постановщик – Вячеслав Хомяков
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов 
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов 
Либретто оперы "Игроки"

Ихарев, остановившийся в трактире провинциального города, расспрашивает трактирного слугу Алексея о других постояльцах: кто они, играют ли, только ли между собой и где берут карты; щедро вознаграждает понятливого слугу и отправляется знакомиться с соседями.
Кругель и Швохнев, уже живущие в гостинице, в свою очередь расспрашивают у Гаврюшки, слуги Ихарева, откуда его барин, играет ли и в выигрыше ли теперь. Узнав, что Ихарев выиграл недавно восемьдесят тысяч, они подозревают в нем шулера. Гаврюшка тоже получает вознаграждение.
Ихарев дает Алексею дюжину карточных колод, чтоб тот подложил их во время игры.
К Ихареву приходят Швохнев, Кругель и Утешительный. Возникает спор о том, весь ли принадлежит человек обществу. Угостившись закусками, компания садится за карточный стол, и гости уверяются, что Ихарев шулер первой степени. Утешительный, подговоря остальных, восхищается искусством хозяина и, покаявшись в намерении обыграть Ихарева, предлагает заключить дружеский союз. Сблизившееся общество обменивается удивительными историями – об одиннадцатилетнем мальчике, который жульничает в карты с неподражаемым искусством, о некоем почтенном человеке, который за большие деньги изучает крап и сообщает его ключ, о ловких способах пустить в оборот крапленые карты в торговом городе или в уединенном имении.
Дальше у Гоголя спираль взаимных мошенничеств закручивается все туже, но Шостакович дописал оперу только до этого момента. 
ОПЕРА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
Владислава Шилина, "Музыкальная жизнь", 20 октября 2021

Самарский театр представил премьеру оперы "Игроки"
Ирина Чечурина, "Российская газета", 29 сентября 2021

Композитор эпохи: 115 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича 
Телеканал "Мир24", 25 сентября 2021 
Действующие лица оперы "Игроки"

Ихарев, игрок
Алексей, слуга
Гаврюшка, слуга Ихарева
Кругель, полковник
Степан Иванович Утешительный
Пётр Петрович Швохнев
Аделаида Ивановна
Дмитрий Шостакович
 
Написать нам