Закрыть поиск

Гусарская баллада. Дивертисмент



Художественный руководитель балета САТОБ Юрий Бурлака собрал и восстановил сцены из авторских произведений Игоря Чернышева – самого креативного балетмейстера в истории нашего театра.

Народный артист РСФСР Игорь Чернышев возглавлял балетную труппу Куйбышевского, позже Самарского театра почти двадцать лет: 1976-1995, в 1991-1993 параллельно занимая должность директора театра. Чернышев создал здесь настоящий авторский театр, все время экспериментируя с сюжетами, музыкой, пластической экспрессией. Не только балеты, но и оперы и оперетты шли в его хореографии. При нем отмечался 50-летний юбилей театра, и в преддверии этой даты он создал целую серию уникальных спектаклей – драматическая симфония «Ромео и Джульетта» с пением солистов оперы и хора театра, балет «Гусарская баллада», мировая премьера балета «Помните!». Во многом благодаря этим шедеврам Чернышева театр получил звание академического.

На страницах балетов Мастера появлялись и классические балетные сюжеты, и совершенно новые, найденные им самим или подсказанные эпохой. В общей сложности он поставил в Куйбышеве/Самаре более 20 балетов: от классики в хореографии великих предшественников («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот») до собственных версий громких названий («Щелкунчик», «Золушка», «Спартак») и уникальных работ с сочетанием танца и вокала (драматическая симфония «Ромео и Джульетта», поэма-балет «Казнь Степана Разина»). Он даже выступил режиссером-постановщиком оперных спектаклей: «Пиковой дамы» и «Аиды».

I отделение – сюита из балета «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова. Оригинальная постановка 1980 года была полноценным двухактным спектаклем, но и сюита успевает показать все приключения Шурочки Азаровой, ушедшей на войну 1812 года в мундире корнета.

II отделение – номера и сцены из авторских балетов Игоря Чернышева, поставленных в Куйбышеве-Самаре. Для «Золушки» (1994) на музыку Сергея Прокофьева он сделал собственную версию либретто, но канву оставил неизменной, и Золушка танцует с Принцем лирический дуэт. Появятся на сцене трое из героев «Спартака» (1984) – сам протагонист с возлюбленной Фригией и роковая римлянка Эгина. Не по-детски романтично адажио Розы и Маленького принца из сказочного балета «Маленький принц» (1990). В мире грез происходит дуэт из балета «Поэма двух сердец» (1983): придворная танцовщица Комде еще не знает, что ее возлюбленного Модана больше нет в живых. Зато Антония и Клеопатру из одноименного балета (1978) обуревают вполне земные страсти.

Завершается вечер цепочкой номеров из балета «Щелкунчик» (1978): характерные танцы, розовый вальс и трио, в котором раскрывается истинная роль Дроссельмейера в истории Маши и Щелкунчика – у Игоря Чернышева был на нее собственный взгляд.

Благодарим Ульяну Игоревну Чернышеву за предоставленные материалы из личного архива, а также благодарим балетоведа и балетного критика Романа Володченкова за материалы для подготовки программы.

Дирижер – Андрей Данилов
Педагоги-репетиторы – Юрий Бурлака, Ольга Бараховская, Валентина Пономаренко, Александр Петров, Ольга Савельева
Художник-постановщик – Ирина Комарова
Художник по свету – Эмиль Авраменко





 
Жанр: Вечер хореографии Игоря Чернышева в 2 отделениях
Название: Гусарская баллада. Дивертисмент
Продолжительность: 2 часа 10 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 22 октября 2021
Возраст: 6+


Художественный руководитель балета САТОБ Юрий Бурлака собрал и восстановил сцены из авторских произведений Игоря Чернышева – самого креативного балетмейстера в истории нашего театра.

Народный артист РСФСР Игорь Чернышев возглавлял балетную труппу Куйбышевского, позже Самарского театра почти двадцать лет: 1976-1995, в 1991-1993 параллельно занимая должность директора театра. Чернышев создал здесь настоящий авторский театр, все время экспериментируя с сюжетами, музыкой, пластической экспрессией. Не только балеты, но и оперы и оперетты шли в его хореографии. При нем отмечался 50-летний юбилей театра, и в преддверии этой даты он создал целую серию уникальных спектаклей – драматическая симфония «Ромео и Джульетта» с пением солистов оперы и хора театра, балет «Гусарская баллада», мировая премьера балета «Помните!». Во многом благодаря этим шедеврам Чернышева театр получил звание академического.

На страницах балетов Мастера появлялись и классические балетные сюжеты, и совершенно новые, найденные им самим или подсказанные эпохой. В общей сложности он поставил в Куйбышеве/Самаре более 20 балетов: от классики в хореографии великих предшественников («Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Дон Кихот») до собственных версий громких названий («Щелкунчик», «Золушка», «Спартак») и уникальных работ с сочетанием танца и вокала (драматическая симфония «Ромео и Джульетта», поэма-балет «Казнь Степана Разина»). Он даже выступил режиссером-постановщиком оперных спектаклей: «Пиковой дамы» и «Аиды».

I отделение – сюита из балета «Гусарская баллада» на музыку Тихона Хренникова. Оригинальная постановка 1980 года была полноценным двухактным спектаклем, но и сюита успевает показать все приключения Шурочки Азаровой, ушедшей на войну 1812 года в мундире корнета.

II отделение – номера и сцены из авторских балетов Игоря Чернышева, поставленных в Куйбышеве-Самаре. Для «Золушки» (1994) на музыку Сергея Прокофьева он сделал собственную версию либретто, но канву оставил неизменной, и Золушка танцует с Принцем лирический дуэт. Появятся на сцене трое из героев «Спартака» (1984) – сам протагонист с возлюбленной Фригией и роковая римлянка Эгина. Не по-детски романтично адажио Розы и Маленького принца из сказочного балета «Маленький принц» (1990). В мире грез происходит дуэт из балета «Поэма двух сердец» (1983): придворная танцовщица Комде еще не знает, что ее возлюбленного Модана больше нет в живых. Зато Антония и Клеопатру из одноименного балета (1978) обуревают вполне земные страсти.

Завершается вечер цепочкой номеров из балета «Щелкунчик» (1978): характерные танцы, розовый вальс и трио, в котором раскрывается истинная роль Дроссельмейера в истории Маши и Щелкунчика – у Игоря Чернышева был на нее собственный взгляд.

Благодарим Ульяну Игоревну Чернышеву за предоставленные материалы из личного архива, а также благодарим балетоведа и балетного критика Романа Володченкова за материалы для подготовки программы.

Дирижер – Андрей Данилов
Педагоги-репетиторы – Юрий Бурлака, Ольга Бараховская, Валентина Пономаренко, Александр Петров, Ольга Савельева
Художник-постановщик – Ирина Комарова
Художник по свету – Эмиль Авраменко





 
Написать нам