Закрыть поиск

Жар-птица. Шехерезада



Жар-птица

Игорь Стравинский (1882–1971)
Либретто и хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина

Мировая премьера состоялась 25 июня 1910 года, Париж (в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева)

«Жар-птица» — первый балет Стравинского, принесший ему мировую славу. Поставленный Михаилом Фокиным на сюжет русских сказок, он стал символом синтеза авангардной музыки и традиционной хореографии.

В основе сюжета — история о том, как Иван-Царевич ловит волшебную Жар-птицу, но, тронутый её мольбами, отпускает, получив взамен заветное перо. Когда герой попадает в Кощеево царство, это перо становится его спасением: с его помощью он побеждает злого колдуна, разрушает чары и освобождает прекрасных царевен.

Премьера 1910 года в Париже вызвала восторг критиков, отметивших «огненную» энергию музыки Стравинского и новаторство Фокина.

Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа



Шехерезада

Николай Римский-Корсаков (1844-1908)
Либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
Хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста

Мировая премьера состоялась 4 июня 1910 года (Парижская опера)

Балет «Шехерезада» — одна из жемчужин «Русских сезонов», созданная триадой гениев: композитором Николаем Римским-Корсаковым, хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом. В основу легла симфоническая сюита Римского-Корсакова (1888), вдохновлённая «Сказками 1001 ночи», но Дягилев и Фокин радикально переосмыслили её, сосредоточившись на драме гарема и страсти, а не на морских приключениях Синдбада.

В 1910 году парижская премьера балета «Шехерезада» стала значительным событием в культурной жизни Европы. Успех постановки «Русских сезонов» оказался настолько впечатляющим, что вскоре после премьеры в моду вошли восточные мотивы: парижанки стали носить шаровары и тюрбаны, напоминавшие костюмы, созданные художником Львом Бакстом, а в оформлении интерьеров и аксессуаров стали популярны орнаменты в характерной сине-оранжевой гамме.

Сергей Дягилев, задумывая этот спектакль, сделал ставку на экзотическую восточную эстетику. Особенное впечатление на публику производили Ида Рубинштейн с её царственной грацией и Вацлав Нижинский, чья выразительная пластика надолго осталась в памяти зрителей.

Хотя некоторые сцены балета, включая изображение гаремной жизни, казались современникам смелыми и даже вызывающими, главной ценностью «Шехерезады» стало гармоничное сочетание музыки, хореографии и визуального оформления. Этот спектакль не только покорил парижскую публику в 1910 году, но и сохранил свою художественную ценность для последующих поколений.

Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа
Жар-птица
Жар-птица 
Иван-Царевич
Царевна 
Кощей
Царевны 
Царевичи 
Билибошки 
Кикиморы 
Янычары
Жёны Кощея 
Стражники 
Лягушки 

Шехерезада
Шахрияр 
Шахзейман 
Зобеида 
Золотой раб 
Главный евнух 
Два евнуха 
Одалиски
Жёны
Рабы 
Женщины с бубнами 
Мужчины в фесках 
Маленькие девушки

Ближайшие балеты

  1. 12 сентября 2025, 18:30
  2. 13 сентября 2025, 18:30
Жанр: Одноактные балеты
Название: Жар-птица. Шехерезада
Продолжительность: 1 час 55 мин
Дата премьеры: 12 сентября 2025
Возраст: 6+


Жар-птица

Игорь Стравинский (1882–1971)
Либретто и хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина

Мировая премьера состоялась 25 июня 1910 года, Париж (в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева)

«Жар-птица» — первый балет Стравинского, принесший ему мировую славу. Поставленный Михаилом Фокиным на сюжет русских сказок, он стал символом синтеза авангардной музыки и традиционной хореографии.

В основе сюжета — история о том, как Иван-Царевич ловит волшебную Жар-птицу, но, тронутый её мольбами, отпускает, получив взамен заветное перо. Когда герой попадает в Кощеево царство, это перо становится его спасением: с его помощью он побеждает злого колдуна, разрушает чары и освобождает прекрасных царевен.

Премьера 1910 года в Париже вызвала восторг критиков, отметивших «огненную» энергию музыки Стравинского и новаторство Фокина.

Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста, Александра Головина и Михаила Фокина)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа



Шехерезада

Николай Римский-Корсаков (1844-1908)
Либретто Льва Бакста и Михаила Фокина по мотивам арабских сказок
Хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анатолия Нежного на основе эскизов Льва Бакста

Мировая премьера состоялась 4 июня 1910 года (Парижская опера)

Балет «Шехерезада» — одна из жемчужин «Русских сезонов», созданная триадой гениев: композитором Николаем Римским-Корсаковым, хореографом Михаилом Фокиным и художником Львом Бакстом. В основу легла симфоническая сюита Римского-Корсакова (1888), вдохновлённая «Сказками 1001 ночи», но Дягилев и Фокин радикально переосмыслили её, сосредоточившись на драме гарема и страсти, а не на морских приключениях Синдбада.

В 1910 году парижская премьера балета «Шехерезада» стала значительным событием в культурной жизни Европы. Успех постановки «Русских сезонов» оказался настолько впечатляющим, что вскоре после премьеры в моду вошли восточные мотивы: парижанки стали носить шаровары и тюрбаны, напоминавшие костюмы, созданные художником Львом Бакстом, а в оформлении интерьеров и аксессуаров стали популярны орнаменты в характерной сине-оранжевой гамме.

Сергей Дягилев, задумывая этот спектакль, сделал ставку на экзотическую восточную эстетику. Особенное впечатление на публику производили Ида Рубинштейн с её царственной грацией и Вацлав Нижинский, чья выразительная пластика надолго осталась в памяти зрителей.

Хотя некоторые сцены балета, включая изображение гаремной жизни, казались современникам смелыми и даже вызывающими, главной ценностью «Шехерезады» стало гармоничное сочетание музыки, хореографии и визуального оформления. Этот спектакль не только покорил парижскую публику в 1910 году, но и сохранил свою художественную ценность для последующих поколений.

Музыкальный руководитель и главный дирижёр – Евгений Хохлов
Дирижёр-постановщик – Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик – Андрис Лиепа
Ассистенты балетмейстера-постановщика – Светлана Романова, Игорь Пиворович
Художник-постановщик, художник по костюму – Анатолий Нежный (по эскизам Льва Бакста)
Ассистент-технолог по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалева
Художник по свету – Андрис Лиепа
Жар-птица
Жар-птица 
Иван-Царевич
Царевна 
Кощей
Царевны 
Царевичи 
Билибошки 
Кикиморы 
Янычары
Жёны Кощея 
Стражники 
Лягушки 

Шехерезада
Шахрияр 
Шахзейман 
Зобеида 
Золотой раб 
Главный евнух 
Два евнуха 
Одалиски
Жёны
Рабы 
Женщины с бубнами 
Мужчины в фесках 
Маленькие девушки
Политика обработки данных
Наверх