Закрыть поиск

Баритон без выходных

Данила Телегин
«Волжская Коммуна»
06.05.2011


Не так просто встретиться с заслуженным артистом России Василием Святкиным между двумя майскими праздниками. Он задействован едва ли не во всех спектаклях Самарского театра оперы и балета, он обучает студентов, работает по контракту с иногородними и местными театрами и коллективами. Вот и в день беседы приходится буквально отнять у артиста полчаса свободного времени между репетицией с Волжским народным хором и очередным прогоном «Царской невесты» Римского-Корсакова.

«Девятого я с капеллой «Аура» буду в Новокуйбышевске исполнять пять или шесть вещей, семнадцатого у меня «Князь Игорь», двадцать второго – «Царская невеста», - складывает мозаику своего рабочего времени Василий Святкин. - Завтра опять репетиция, а вечером концерт. В общем, пока работаю без выходных».

На прошлой неделе был возобновлен на новой сцене театра «Риголетто» Верди. С обсуждения такой новости и начинаем беседу. Ведь за исполнение главной партии в этом спектакле Святкин получил в 2008-м году награду конкурса «Самарская театральная муза». Да и сам оперный певец с детства неравнодушен к шедевру итальянского классика. «Помню, в свое время Сергей Яковлевич Лемешев вел по радио программу об опере – рассказывал о спектаклях и ставил их в записи, - вспоминает Святкин. - Еще в детском саду или, может быть, будучи первоклассником, я услышал как Риголетто поет Алексей Иванов, народный артист СССР. А Ирина Масленникова пела Джильду. Для меня это был шок! Но шок счастливый, радостный, даже несмотря на то, что некоторую трагичность сюжета я тогда почувствовал».

Как и прежде, артиста вдохновляет в «Риголетто» музыка. К новой сцене удалось адаптироваться буквально за один спектакль, однако видение режиссера-постановщика Михаила Кислярова Василий Святкин до конца так и не принял. «Мне комфортно в этих декорациях и костюмах, - уточняет заслуженный артист. – Но меня смущает - и мы говорили об этом несколько раз с режиссером, - что есть противоречие между визуальным рядом и содержанием, музыкой Верди. Например, первый дуэт Джильды и Риголетто – он лиричный, мягкий. А Кисляров сделал из него скандал между дочерью и папой. Все эти элементы, вроде бросания фотоальбома и резких телодвижений, мне не кажутся приемлемыми, потому что это неправда. Но режиссер имеет право на свое видение».

Почти весь март артист провел в Москве. Режиссер Юрий Александров пригасил баритона из Самары для исполнения заглавной партии в столичной версии «Князя Игоря». Что не было для Святкина сюрпризом, потому как с театром Новая опера заслуженный артист сотрудничает уже больше пяти лет. Премьера московского «Князя» состоялась 15 марта, примерно через месяц после самарской. И теперь Василий Святкин, поющий в обеих постановках, может их сравнить. « Режиссер и художник (Окунев) у нас и у них – одни и те же, но постановки абсолютно разные, - рассказывает Святкин. - Самарский спектакль - светлый и радостный. В Новой опере режиссер отталкивался, так скажем, от темной натуры человека. «Князь Игорь» у них философски-мрачный, даже заканчивается на погосте… Но оба варианта интересны. Юрий Александров, я считаю, вообще один из лучших в мире оперных режиссеров. У него всегда все продумано, логично и точно, а потому с ним очень приятно работать. С Cамарским театром оперы и балета он сотрудничает очень давно, здесь у него было семь или восемь постановок. Для меня же «Князь Игорь» был третьим опытом работы с Александровым после «Viva La Mamma» и «Любовного Напитка».

Так или иначе, артист старается не петь в спектаклях, которых не чувствует. Будь то «Любовный напиток» или «Аида», «Царская невеста» или «Демон», все они ему по-своему близки. Я уточняю, можно ли назвать исполнение романсов хобби оперного певца. «Ну что вы, хобби у меня – шахматы и книги! – недоумевает Святкин. - Например, 30 января по приглашению Cамарской филармонии мы делали вечер цыганского и русского романса. Играл мой хороший друг Слава Шевердин, участвовала в нем Людмила Жоголева… Это такая же точно работа. Просто в случае с романсами я могу выбирать исключительно то, что мне нравится».

Талант Василия Святкина востребован не только в Самаре и Москве. С разными коллективами ему доводилось бывать во многих российских городах, и певец видит рост интереса к опере в последние годы. Святкина можно назвать человеком широких взглядов – он знает, чем хороши Стинг и Элтон Джон, искренне восхищается Ширли Бейси, и жалеет, что не смог попасть на самарские концерты «Хоронько-оркестра». По-настоящему нетерпим заслуженный артист только к попсе, и считает, что «живое» в конечном счете побеждает. «Настоящего искусства нет на главных телеканалах, - рассуждает Василий Святкин. – Но, видимо, это бесконечное мелькание одних и тех же лиц со временем людям приедается… Мы работали в Дзержинке, там зал маленький, все люди близко. И тех, кого я видел там, я вижу теперь в новом театре. Молодежи среди публики становится больше, это общая тенденция для всех городов, где я бывал. На премьере «Князя Игоря» в Москве зал был битком, две трети – молодые люди. На концертах в Мраморном зале с участием артистов нашей оперы та же картина. Публика чувствует, что вот это – живое, настоящее. Ведь оркестр и не подзвученный микрофоном голос можно слушать не только ушами, но всем телом».

Источник