Закрыть поиск

На вечер маэстро Анисимова приехали музыканты из Европы

"Волжская коммуна", 17.02.2014
Татьяна Богомолова
Фото: Андрей Савельев

Главный дирижер Самарского театра оперы и балета Александр Анисимов уже во второй раз приглашает публику на свой авторский вечер. В этом году в концерте прозвучали редко исполняемые на самарской сцене симфонические и оперные произведения.

Уже второй год подряд главный дирижер оперного театра собирает публику на авторский вечер «Маэстро Александр Анисимов приглашает»

Февраль, достать чернил...
На протяжении всего вечера происходящее хотелось комментировать стихами, начиная от «Дева с душою бездонной, как первая скрипка оркестра…», когда на сцену под аплодисменты вышла действительно первая скрипка Татьяна Казакова, до «Февраль, достать чернил и плакать», когда известный итальянский тенор Франческо Аниле, сжимая в руках костюм Пьеро, пел знаменитую арию «Смейся, паяц, над разбитой любовью…» - вот-вот в балаганчике, среди шуточной игры масок прольется настоящая, не шуточная кровь Коломбины и Сильвио. Но зритель лил слезы не из сочувствия бедным любовникам, а восторгаясь талантом исполнителя.

Уже второй год подряд главный дирижер оперного театра собирает публику на авторский вечер «Маэстро Александр Анисимов приглашает». И если в прошлом году гвоздем программы стал телеведущий Святослав Бэлза, которого с маэстро Анисимовым связывают долгие годы дружбы и творческое сотрудничество, то в этот раз почетными гостями вечера стали: приглашенный солист Большого театра и солист московского театра «Новая опера» Анджей Белецкий, итальянский оперный певец Франческо Аниле и французский скрипач Оливье Шарлье, впервые за много лет посетивший Россию. Концерт маэстро Анисимова предоставил прекрасную возможность увидеть и услышать в том числе самарских исполнителей. Год назад концертный вечер превратился в настоящий парад оперных солистов, на этот раз предпочтение было отдано симфоническому оркестру. В программу первого отделения вошли как популярные, так и произведения, редко звучащие на самарской сцене. «Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха часто исполняется на органе, но оркестровая транскрипция в городе никогда не звучала. На вечере в исполнении симфонического оркестра сочинение Баха было исполнено в оркестровой редакции знаменитого американского дирижера Леопольда Стоковского. Прозвучал также Концерт для скрипки с оркестром ор. 35 Петра Чайковского, солирующую партию в трехчастном произведении Оливье Шарлье сыграл на скрипке XVIII века мастера Карло Бергонци. Французский музыкант покорил не только виртуозностью и техничностью игры, но и своим артистизмом. Концерт Чайковского входит в репертуар всех знаменитых скрипачей, маэстро Анисимов и Оливье Шарлье уже не раз исполняли это произведение в разных странах.

Итальянское бельканто
В анонсирующей афише вечера было сказано, что во втором отделении прозвучит опера Леонкавалло «Паяцы», которая не ставилась на самарской сцене уже много лет, и публика с радостью шла, чтобы услышать концертное исполнение. Но на вечере был представлен вовсе не фрачный вариант, со статуарными исполнителями, а скорее эскиз к спектаклю. Минимум выразительных средств, условные костюмы Пьеро, Арлекина и Коломбины, штрихами намеченные мизансцены, и этого оказалось вполне достаточно для оперы. Аскетичность сцены была компенсирована блестящим оркестровым исполнением, хором, выступившим просто как единый организм, и, конечно, вокалистами. Режиссером концертно-сценического варианта (semi – stage) стала приглашенная солистка Самарского театра Ирина Крикунова, она же исполнила партию Недды – Коломбины. В главной партии хозяина труппы комедиантов Канио – Паяца самарская публика услышала Франческо Аниле. И несмотря на то, что опера исполняется на итальянском, нельзя было не заметить разницу. Это тот самый случай, когда можно услышать свой родной язык со стороны - упрямый и жесткий, даже через заученные итальянские фразы. Словно состоящий из одних гласных, итальянский Франческо Аниле, рождающийся на кончике языка и тут же слетающий в прекрасное бельканто. Но дело, конечно, не только в произношении. И не раз самарская публика прерывала оперу аплодисментами. Партию Беппо - Арлекина исполнил самарский тенор Анатолий Невдах. Партию Сильвио исполнил самарский баритон Георгий Цветков, а Анджей Белецкий исполнил партию Тонио.
В прошлом году во втором отделении вечера показали фрагмент из оперы «Тоска». Год спустя «Флория Тоска» готовится к постановке в Самарской опере. Как знать, может быть, это закономерность, и тогда на следующий год опера «Паяцы» появится в репертуаре театра. Хотя порою эскиз к спектаклю бывает лучше утяжеленного дорогостоящими декорациями и костюмами спектакля.
Концертный вечер «Маэстро Александр Анисимов приглашает», в котором главный дирижер знакомит публику с редко исполняемыми произведениями, а также с выдающимися современными музыкантами, уже стал традиционным и действительно ярким музыкальным событием. Но очередной концерт завершен, остается ждать следующего февраля.

Александр Анисимов, главный дирижер и художественный руководитель Самарского академического театра оперы и балета:

- Для любого артиста важен зрительский отклик и популярность. Огромное количество публики сегодня в зале свидетельствует и о том, что театр набирает обороты, театру верят. Мне довелось работать с разными коллективами, в разных городах и странах, и всегда я своему коллективу говорю: мы должны победить, захватить прежде всего публику нашего зала, нашего города, и если это произойдет, то мы победим любую публику в любой стране. У оркестра самарской оперы амбициозные планы. Мы надеемся, что следующий сезон станет переломным, и мы сможем показать свое искусство не только в нашем городе, но и в Москве, и за границей.






Оливье Шарлье, скрипач, профессор Парижской консерватории:

- Вот уже более десяти лет я сотрудничаю с маэстро Александром Анисимовым. Я очень рад приехать в Россию и играть под его руководством, потому что не был здесь с 1984 года, когда в самом начале своей карьеры участвовал в туре по СССР, организованном Госконцертом. В концерте Чайковского, который прозвучал на вечере Александра Анисимова, воплощен героизм русской музыки во всем своем великолепии. Это виртуозное произведение выражает богатство, мастерство и страсть славянской души. Но не стоит забывать, что Чайковский решил написать свой скрипичный концерт после того, как услышал Испанскую симфонию французского композитора Эдуарда Лало.
 
Написать нам