Джузеппе Верди (1813-1901)
Либретто Антонио Гисланцони
Мировая премьера: 24 декабря 1871, Хедивская опера, Каир
«Аида», действие которой происходит в Древнем Египте, была написана для современного Египта своей эпохи и впервые увидела свет на сцене одного из первых театров африканского континента – королевской опере Каира. В этой опере есть все, что привлекает публику в театр, – любовь и соперничество, война и страсть, экзотические танцы и торжественные шествия. А размах событий, совершающихся в ней, – война одной нации с другой, реванш побежденных, политика и шпионаж, – заставляет постановщиков век за веком соревноваться в пышности и эффектности сценических воплощений «Аиды».
Зрители же упоенно следят за тем, как египетский военачальник Радамес, пленная эфиопская принцесса Аида и дочь фараона Амнерис должны сделать невозможный выбор: любовь или Родина, любовь или свобода, любовь или месть, а в конечном счете – любовь или жизнь. Передать ту космических масштабов драму, что разворачивается в душе каждого из героев, помогает безупречное оркестровое и мелодическое письмо Верди, достигшего в этой опере вершины своего композиторского мастерства.
Постановка оперы Джузеппе Верди «Аида» всегда была для нашего театра большим событием, для которого приглашались лучшие режиссеры и художники. В 1930-х годах две постановки выпустил работавший тогда в штате театра дирижер Исидор Зак, впоследствии вставший у истоков Новосибирского и Челябинского оперных театров. Сценографом «Аиды» 1946 года был выдающийся театральный художник Симон Вирсаладзе, чьи работы до сих пор являются образцом для коллег. А спектакль 1974 года оформляли мать и дочь, Тамара и Ирина Старженецкие – театральные художницы и живописцы, много работавшие в Большом театре. В 1992 свою постановку «Аиды» создал хореограф Игорь Чернышёв, который возглавлял балетную труппу САТОБ (КТОБ) с 1979 по 1995 годы, а по сути являлся художественным руководителем театра. Поскольку в «Аиде» много инструментальной музыки и есть даже отдельная балетная сцена, эта опера дает большой простор и для режиссерской, и для балетмейстерской работы. Спектакль Чернышёва, который хвалили за традиционность, но критиковали за отсутствие изысканности, пробыл в репертуаре САТОБ 16 сезонов.
Нынешняя постановка «Аиды» стала лауреатом самарской театральной премии зрительских симпатий «Браво» в номинации «Лучший музыкальный спектакль».
Действие первое
Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о славе полководца. В награду за победу он потребует освобождения своей возлюбленной Аиды, пленницы Фараона.
Появившаяся дочь фараона Амнерис, не скрывает своих чувств к Радамесу. Она догадывается о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает подозрения.
Фараон торжественно сообщает волю богов: египетские войска поведёт Радамес; все благословляют его на битву. Аида в смятении, в её душе разгорается мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца – вождя эфиопов Амонасро. Она молит богов послать ей смерть.
В храме происходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Жрецы возносят молитву богам о ниспослании победы Египту. Верховный жрец вручает Радамесу священный меч.
Амнерис в окружении подруг ожидает возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. При виде Аиды её сомнения и ревность пробуждаются с новой силой. Желая выведать тайну у пленницы, дочь фараона говорит, что Радамес погиб. Аида не может скрыть отчаяния. Неожиданно Амнерис меняет тактику и сообщает несчастной девушке, что молодой полководец жив. Аида ликует.
В гневе Амнерис грозит рабыне страшной карой.
С площади доносятся звуки триумфального марша – народ ждёт победителя. Аида вновь молит богов о смерти – она не в силах отказаться от своей любви.
Торжественная встреча египетских войск на площади в Фивах. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди которых Амонасро. Он поспешно предупреждает бросившуюся к нему дочь: никто не должен знать его имени и сана. Амонасро называет себя военачальником эфиопского царя, погибшего в кровопролитной битве.
Пленники умоляют о пощаде; к ним присоединяется весь народ. Но жрецы неумолимо требуют смерти побеждённых. Наконец, по совету верховного жреца, фараон решает оставить в качестве заложников Аиду и её отца. Радамесу в награду за победу он отдаёт руку своей дочери. С торжеством наблюдает Амнерис горе Аиды.
Действие третье
На берегу Нила, в храме Изиды, Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. Аида ожидает здесь же своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки: она не перенесёт разлуки – Нил будет ей могилой. С грустью вспоминает она о своей прекрасной родине, которую ей не суждено больше увидеть.
Неожиданно появляется Амонасро. Он узнал о любви дочери к Радамесу. Отец рисует перед Аидой картины счастливой, вольной жизни на родине и требует, чтобы она выведала, какой дорогой поведёт Радамес египетские войска против эфиопов. Встретив отказ, он гневно проклинает Аиду – она не дочь царя, а покорная рабыня фараона, предавшая свою родину. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца – принести в жертву отчизне свою любовь.
При виде Радамеса Амонасро прячется. Радамес уверен в победе, в грядущем счастье, но Аида не разделяет его надежд: дочь фараона погубит их. Есть лишь один путь к спасению – бежать в Эфиопию. Молодой воин колеблется, он не может покинуть родину. Однако упрёки Аиды заставляют его решиться. А когда Аида спрашивает, какой дорогой пойдут в бой египетские воска, ничего не подозревающий Радамес открывает ей военную тайну. Появляется торжествующий Амонасро – теперь победа эфиопам обеспечена. Радамес в ужасе осознаёт, что оказался невольным предателем родины.
Тщетно Амонасро и Аида успокаивают его, убеждая не медлить с побегом. Увидев выходящего из храма Рамфиса, Радамес отдаёт себя в руки верховного жреца. Аида с отцом спасаются бегством.
Действие четвёртое
Жрецы готовятся к суду над Радамесом. Амнерис умоляет его покаяться, обещая ему свою любовь, корону Египта, если он откажется от рабыни. Но Радамес непреклонен – ради любви к Аиде он пожертвовал честью и родиной. Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствами: она то грозит Радамесу страшным мщением, то страстно молит богов о его спасении.
Верховный жрец Рамфис выносит приговор – изменник будет погребён живым в подземелье. В отчаянии Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов.
Радамес заточён в подземелье. Перед смертью он думает о возлюбленной. Внезапно раздаётся слабый стон, и Радамес видит Аиду, которая, узнав о его участи, решила погибнуть вместе с ним. Радамес потрясён. Из храма доносится пение жрецов. Над камнем, закрывающим вход в подземелье, в глубокой тоске склоняется Амнерис, моля богов о душевном покое.
Джузеппе Верди (1813-1901)
Либретто Антонио Гисланцони
Мировая премьера: 24 декабря 1871, Хедивская опера, Каир
«Аида», действие которой происходит в Древнем Египте, была написана для современного Египта своей эпохи и впервые увидела свет на сцене одного из первых театров африканского континента – королевской опере Каира. В этой опере есть все, что привлекает публику в театр, – любовь и соперничество, война и страсть, экзотические танцы и торжественные шествия. А размах событий, совершающихся в ней, – война одной нации с другой, реванш побежденных, политика и шпионаж, – заставляет постановщиков век за веком соревноваться в пышности и эффектности сценических воплощений «Аиды».
Зрители же упоенно следят за тем, как египетский военачальник Радамес, пленная эфиопская принцесса Аида и дочь фараона Амнерис должны сделать невозможный выбор: любовь или Родина, любовь или свобода, любовь или месть, а в конечном счете – любовь или жизнь. Передать ту космических масштабов драму, что разворачивается в душе каждого из героев, помогает безупречное оркестровое и мелодическое письмо Верди, достигшего в этой опере вершины своего композиторского мастерства.
Постановка оперы Джузеппе Верди «Аида» всегда была для нашего театра большим событием, для которого приглашались лучшие режиссеры и художники. В 1930-х годах две постановки выпустил работавший тогда в штате театра дирижер Исидор Зак, впоследствии вставший у истоков Новосибирского и Челябинского оперных театров. Сценографом «Аиды» 1946 года был выдающийся театральный художник Симон Вирсаладзе, чьи работы до сих пор являются образцом для коллег. А спектакль 1974 года оформляли мать и дочь, Тамара и Ирина Старженецкие – театральные художницы и живописцы, много работавшие в Большом театре. В 1992 свою постановку «Аиды» создал хореограф Игорь Чернышёв, который возглавлял балетную труппу САТОБ (КТОБ) с 1979 по 1995 годы, а по сути являлся художественным руководителем театра. Поскольку в «Аиде» много инструментальной музыки и есть даже отдельная балетная сцена, эта опера дает большой простор и для режиссерской, и для балетмейстерской работы. Спектакль Чернышёва, который хвалили за традиционность, но критиковали за отсутствие изысканности, пробыл в репертуаре САТОБ 16 сезонов.
Нынешняя постановка «Аиды» стала лауреатом самарской театральной премии зрительских симпатий «Браво» в номинации «Лучший музыкальный спектакль».
Действие первое
Во дворце фараона в Мемфисе получена весть о нашествии эфиопов. Начальник дворцовой стражи Радамес мечтает о славе полководца. В награду за победу он потребует освобождения своей возлюбленной Аиды, пленницы Фараона.
Появившаяся дочь фараона Амнерис, не скрывает своих чувств к Радамесу. Она догадывается о его любви к рабыне. Смущение Аиды усиливает подозрения.
Фараон торжественно сообщает волю богов: египетские войска поведёт Радамес; все благословляют его на битву. Аида в смятении, в её душе разгорается мучительная борьба между любовью к Радамесу и страхом за отца – вождя эфиопов Амонасро. Она молит богов послать ей смерть.
В храме происходит торжественный обряд посвящения Радамеса. Жрецы возносят молитву богам о ниспослании победы Египту. Верховный жрец вручает Радамесу священный меч.
Амнерис в окружении подруг ожидает возвращения Радамеса, одержавшего победу над эфиопами. При виде Аиды её сомнения и ревность пробуждаются с новой силой. Желая выведать тайну у пленницы, дочь фараона говорит, что Радамес погиб. Аида не может скрыть отчаяния. Неожиданно Амнерис меняет тактику и сообщает несчастной девушке, что молодой полководец жив. Аида ликует.
В гневе Амнерис грозит рабыне страшной карой.
С площади доносятся звуки триумфального марша – народ ждёт победителя. Аида вновь молит богов о смерти – она не в силах отказаться от своей любви.
Торжественная встреча египетских войск на площади в Фивах. Перед фараоном проходят пленные эфиопы, среди которых Амонасро. Он поспешно предупреждает бросившуюся к нему дочь: никто не должен знать его имени и сана. Амонасро называет себя военачальником эфиопского царя, погибшего в кровопролитной битве.
Пленники умоляют о пощаде; к ним присоединяется весь народ. Но жрецы неумолимо требуют смерти побеждённых. Наконец, по совету верховного жреца, фараон решает оставить в качестве заложников Аиду и её отца. Радамесу в награду за победу он отдаёт руку своей дочери. С торжеством наблюдает Амнерис горе Аиды.
Действие третье
На берегу Нила, в храме Изиды, Амнерис готовится к бракосочетанию с Радамесом. Аида ожидает здесь же своего возлюбленного, чтобы проститься с ним навеки: она не перенесёт разлуки – Нил будет ей могилой. С грустью вспоминает она о своей прекрасной родине, которую ей не суждено больше увидеть.
Неожиданно появляется Амонасро. Он узнал о любви дочери к Радамесу. Отец рисует перед Аидой картины счастливой, вольной жизни на родине и требует, чтобы она выведала, какой дорогой поведёт Радамес египетские войска против эфиопов. Встретив отказ, он гневно проклинает Аиду – она не дочь царя, а покорная рабыня фараона, предавшая свою родину. Измученная душевной борьбой Аида соглашается исполнить требование отца – принести в жертву отчизне свою любовь.
При виде Радамеса Амонасро прячется. Радамес уверен в победе, в грядущем счастье, но Аида не разделяет его надежд: дочь фараона погубит их. Есть лишь один путь к спасению – бежать в Эфиопию. Молодой воин колеблется, он не может покинуть родину. Однако упрёки Аиды заставляют его решиться. А когда Аида спрашивает, какой дорогой пойдут в бой египетские воска, ничего не подозревающий Радамес открывает ей военную тайну. Появляется торжествующий Амонасро – теперь победа эфиопам обеспечена. Радамес в ужасе осознаёт, что оказался невольным предателем родины.
Тщетно Амонасро и Аида успокаивают его, убеждая не медлить с побегом. Увидев выходящего из храма Рамфиса, Радамес отдаёт себя в руки верховного жреца. Аида с отцом спасаются бегством.
Действие четвёртое
Жрецы готовятся к суду над Радамесом. Амнерис умоляет его покаяться, обещая ему свою любовь, корону Египта, если он откажется от рабыни. Но Радамес непреклонен – ради любви к Аиде он пожертвовал честью и родиной. Дочь фараона охвачена противоречивыми чувствами: она то грозит Радамесу страшным мщением, то страстно молит богов о его спасении.
Верховный жрец Рамфис выносит приговор – изменник будет погребён живым в подземелье. В отчаянии Амнерис проклинает бесчеловечность жрецов.
Радамес заточён в подземелье. Перед смертью он думает о возлюбленной. Внезапно раздаётся слабый стон, и Радамес видит Аиду, которая, узнав о его участи, решила погибнуть вместе с ним. Радамес потрясён. Из храма доносится пение жрецов. Над камнем, закрывающим вход в подземелье, в глубокой тоске склоняется Амнерис, моля богов о душевном покое.