Закрыть поиск

Пиршество "пиратского" танца

"Самарские известия", 10.06.2014
Валерий Иванов

В Самарской академической опере состоялась премьера балета «Корсар»

На местные подмостки романтический шедевр вернулся спустя почти шесть десятилетий


«Корсар» – романтический балет, написанный французским композитором Адольфом Аданом в 1856 году. Напомним: в афише Куйбышевского - Самарского оперного театра постоянно присутствует балет Адана «Жизель», а в конце 1950-х годов в театре шла редко исполняемая опера этого композитора «Почтальон из Лонжюмо».

Историческая ретроспектива

Авторы либретто «Корсара» по мотивам одноименной поэмы Байрона - Жюль Сен-Жорж и Жозеф Мазилье. «Корсар» был впервые поставлен в 1856 году в Париже Жозефом Мазилье, а в 1858 году в постановке Жюля-Жозефа Перро он появился в Большом театре Петербурга. В 1863 году в Мариинском театре состоялась премьера «Корсара» с хореографией Мариуса Петипа. Фрагменты этой хореографии в том или ином виде присутствуют в большинстве постановок балета вплоть до наших дней.
«Корсар» - один из чемпионов по числу «внедрений» в его либретто и хореографию. При постановках на столичных и провинциальных сценах в нем постоянно менялось число актов и картин, появлялись новые сцены и вставные номера. В качестве хореографов-постановщиков «Корсара» выступали Агриппина Ваганова (по Петипа), Александр Горский, в советское время – Петр Гусев и Олег Виноградов (с включением отдельных сцен и танцев в постановке Петипа), Дмитрий Брянцев. В 1992 году буквально накануне своей кончины Константин Сергеев поставил «Корсара» (по Петипа) в Большом театре.
В 1951 году состоялась премьера «Корсара» в Куйбышевском театре оперы и балета. Это был спектакль в четырех действиях, четырех картинах, с прологом в постановке Натальи Даниловой. Дирижер Давид Карасик, художник Михаил Мурзин. Ведущие партии в этой постановке, которая присутствовала в репертуаре театра до 1957 года, исполняли Николай Щеголев, Людмила Статкевич, Светлана Россет, Виктор Сергеев, Александр Ильницкий. К сожалению, упоминаний об этом спектакле нет ни в одной балетной энциклопедии.

Обилие версий

В последние годы интерес к «Корсару» заметно вырос. Достаточно сказать, что недавно этот балет с интервалом в несколько месяцев дважды был показан в Самаре: в ноябре 2013 года в исполнении балетной труппы Национальной оперы Украины, а в апреле 2014 года в исполнении труппы оперного театра из Йошкар-Олы. Редакции «Корсара», которую можно считать канонической, не существует. Многие его версии, включая и две упомянутые, напоминают некие дайджесты с едва теплящейся интригой и большим числом танцевальных номеров, лишь стилизующих хореографию Петипа.
Балетмейстер-постановщик самарского «Корсара» - 2014 - выпускник Вагановского училища Василий Медведев. Он - автор нескольких оригинальных балетов, в числе которых с успехом идущие на европейских сценах «Онегин» и «Дама с камелиями», знаток и тонкий реставратор старинной хореографии. Первое соприкосновение Медведева с «Корсаром» произошло в 2005 году в театре чешского города Брно, затем он поставил его в Турции и Румынии.

"Букет" из Адана, Пуни, Делиба

Плодотворным оказалось сотрудничество Медведева и дирижера Александра Анисимова, осуществивших в 2008 году постановку подготовленной ими версии «Корсара» в Перми. Эта версия легла в основу нынешней самарской постановки. Ее инициатором явился маэстро Анисимов, пригласивший в Самару Василия Медведева и поработавший над новой редакцией партитуры балета. Она представляет собой букет порой довольно разностильных музыкальных номеров, среди авторов которых, наряду с Адольфом Аданом, значатся Цезарь Пуни, Лео Делиб, Риккардо Дриго, Артур Сен-Лион, Принц Ольденбургский. Зато, благодаря щедрому обилию музыкального материала, в нынешней самарской постановке удалось четко выявить все сюжетные линии, изначально заложенные в либретто «Корсара», и главное – превратить балет в подлинный карнавал танца.
Александр Анисимов дирижирует «Корсаром» задорно, с огоньком. Партитура этого балета, может быть, не столь элитарна, зато она по-настоящему дансантна, а ради этого столь важного для балета качества, по собственному замечанию маэстро, в ней были бы уместны даже фрагменты из Соловьева-Седого. Оркестр под управлением Анисимова звучит сочно и выразительно, способствуя созданию праздничной атмосферы действия. Украшением его звуковой палитры стала арфа, пока что редкая гостья спектаклей театра. Благодаря тщательно выверенным темпам и выразительным нюансам, оркестр нигде не вступает в конфронтацию с исполнителями, чутко следуя за ними и являясь надежной опорой в технически сложных вариациях.
Превосходно оформление санкт-петербургского художника-сценографа Андрея Войтенко, передающее ширь экзотических прибрежных и морских просторов. Особенно хорош парящий на фоне лазурно-голубого неба роскошный, щедро украшенный орнаментом дворец Сеид-паши со сказочным садом. Празднично колоритны броские по цветовой гамме костюмы московского художника Елены Зайцевой.

Пластика и колорит

«Корсар», в котором присутствует когорта равноценных по технической сложности и сюжетной значимости партий, прекрасно разошелся на самарскую труппу. Очевидно, именно это позволило постановщикам избежать радикальных купюр танцевальной партитуры балета. При этом ведущие артисты труппы значатся исполнителями нескольких партий «Корсара».
В партии юной гречанки Медоры с равным успехом выступили Екатерина Первушина и Ксения Овчинникова. В танце миниатюрной, технически безупречной Первушиной соседствуют победительность и наивное кокетство, в то время как пластика Овчинниковой свидетельствует о твердости характера и эмоциональной наполненности ее героини. Балерине особенно удались фуэте в вариациях второго акта.
Кирилл Софронов прекрасно справился с партией предводителя корсаров Конрада. Обладающий хорошей классической выучкой танцовщик порадовал ярким, сочетающимся с благородной характерностью темпераментом и уверенной техникой, у него легкий, парящий прыжок, мягкие, бесшумные приземления, выразительный жест. Не столь убедительным выглядел Конрад Дмитрия Пономарева ввиду сугубо лирической органики артиста, которому пока не удается вписаться в отличающуюся общей острохарактерностью действенную хореографию балета.
В стоящей несколько особняком, но исключительно эффектной партии раба Виктор Мулыгин блеснул усложненной танцевальной пластикой, которая в этом балете как нельзя более уместна. Вероника Землякова сумела придать своему персонажу - турчанке Гюльнаре пикантный восточный колорит.
В танцах первого акта комично усатых, ничем не отличающихся друг от друга по своим манерам корсаров энергетикой и бурлящей экспрессией выделялся Дмитрий Сагдеев. Удачей Дмитрия Голубева стал на редкость убедительный и психологически достоверный образ сластолюбивого старца Сеид-паши, который в насквозь пронизанном танцами «Корсаре» решен в «драмбалетной» эстетике.
Впечатляют массовые танцевальные сцены балета, и в особенности развернутая, исключительно красочная сцена «Оживленный сад» третьего акта, которая представляет собой сочиненный Василием Медведевым дивертисмент в стилистике Петипа.
Два премьерные представления «Корсара» показали, что каждый из артистов, исполнивших в спектакле разные партии, эффектнее выглядел в той, которая в большей степени соответствует его индивидуальности. С этой точки зрения оптимальным показался состав первого спектакля. На втором спектакле, кроме того, было замечено больше шероховатостей и технических неточностей. Полноценной жизнью «Корсар» заживет уже в новом сезоне.
Написать нам