ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ спектакль «Анюта» на музыку советского композитора Валерия Гаврилина по рассказу Антона Чехова «Анна на шее» создан Владимиром Васильевым совместно с режиссером Александром Белинским в 1982 году. Позднее для театра Сан-Карло в Неаполе сделана сценическая версия телебалета, а вскоре после этого спектакль показали в Большом театре. В Самаре Владимир Викторович выступил в качестве хореографа-постановщика. Ассистировал ему заслуженный артист России, главный художественный руководитель нашего театра Кирилл Шморгонер.
Спектакль имеет замкнутую композицию: начинается он и заканчивается трагической нотой. Первое, что видят зрители на сцене, – мрачная сцена похорон матери Анны. В зале ощутимо пахнет ладаном. Танец входит в ткань повествования не сразу. Несчастный человек, только что потерявший жену, согнувшийся под тяжестью своего горя (Владимир Шачнев), вдруг погружается в приятные воспоминания и начинает непринужденно вальсировать. Более всего трогают тройные партии Анны (Екатерина Первушина) и ее маленьких братьев.
Декорации и костюмы, созданные по эскизам московского художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств России Виктора Вольского, следует отметить особо. В первой сцене, например, мастеру удалось создать полную иллюзию сводов храма. Интерьер скромных комнат семьи Анны продуман до мельчайших деталей, все в нем отвечает характеристике «бедненько, но чистенько». Мы видим перед собой также живописный бульвар, где происходят ключевые встречи и расставания персонажей, на заднем плане – чудесный, истинно русский пейзаж. А контора, где трудится супруг главной героини, напоминает фантасмагорическое пространство из произведений Кафки... Все это, конечно, производит сильное впечатление на зрителей.
На сцене, кстати, Владимиру Васильеву удалось передать некоторые кинематографические эффекты. Например когда отец Анны пританцовывая возвращается с бала домой, обильный снегопад выглядит просто волшебно!
Сам постановщик, хоть и ненадолго, но тоже принял участие в спектакле и выступил в роли отца главной героини, причем в самой трогательной и печальной сцене. Брошенные на произвол судьбы легкомысленной дочерью и сестрицей, обез- доленные родственники Анны уныло скользят по льду, когда мимо них весело проносится главная героиня в окружении многочисленных поклонников. Трагичный и глубокий взгляд Владимира Васильева, обращенный к залу, становится финальной нотой балета.
В «Анюте» нет абстрактности, размытости, все очень точно и выразительно. Пронзительная сцена прощания главной героини с возлюбленным, роскошные танцы на балу у Его Сиятельства, нелепо передвигающийся муж Анны (Дмитрий Голубев), очень напоминающий майского жука из мультфильма «Дюймовочка»... Да, знаменитому балетмейстеру с блеском удалось передать языком танца все смысловые и эмоциональные оттенки чеховской прозы.
Источник