Закрыть поиск

Татьяна Ногинова

Татьяна Ногинова
Художник по костюмам
Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» (2018, 2021)
В 1986 году окончила Ярославское художественное училище, в 1993 –Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н.К. Черкасова (ныне Российский государственный институт сценических искусств) по специальности «художник-технолог по костюмам» (постановочный факультет, кафедра техники и технологии сцены), в 2016 – Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, где изучала историю искусств и моды.
В Мариинском театре Татьяна Ногинова работала с 1991 года, сначала ассистентом художника по костюмам (1991-1993), затем художником-технологом по костюмам (1993-1995). С 1995 по 2017 годы занимала должность главного художника-технолога по костюмам.
В Мариинском театре в качестве художника по костюмам принимала участие в создании спектаклей «Катерина Измайлова» (1994), «Игрок» (совместная постановка с Театром Ла Скала в 1996 году и постановка 2007 года), «Война и мир» (совместная постановка с Метрополитен-оперой), «Борис Годунов» (постановка Мариинского театра, премьера которой состоялась в мае 2002 года на сцене Ла Скала), «Чародейка» (постановка Мариинского театра при сотрудничестве с Национальным театром Сан-Карлос в Лиссабоне, 2003), «Снегурочка» (2004), «Мазепа» (совместная постановка с Метрополитен-оперой, 2006) и тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга» (2002-2003). В 2006 году участвовала в постановках балетов на музыку Шостаковича «Шинель» и «Золотой век». Художник по костюмам балета «Медный всадник», поставленного в Мариинском театре в 2016 году. С 2008 года работала над постановками Мастерской молодых хореографов Мариинского театра. Создала костюмы для одноактных балетов «Дивертисмент короля» (2015), «Русская увертюра» (2016), «Павловск» (2016), «Элегия. Офелия» (2016), «Камера обскура», «Карнавал», «Inside the lines», «Завод болеро» (2010), «Полет ангелов» (2010), «Хореографическая игра 3Х3», «Барышня и хулиган». Художник-технолог реконструкции костюмов в спектаклях «Псковитянка», «Свадебка», «Весна священная», возобновила костюмы для «Хованщины».
С 1991 как художник сотрудничает с музыкальными и драматическими театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Оренбурга, Норильска, Омска, Свердловска, Перми, Новосибирска, Челябинска, Уфы, и другими. Осуществила постановки на сцене Сиднейской оперы (2005), Чикагской оперы (2006), «Лант-Фонтэнн» Бродвей, Нью-Йорк (2007), Королевской оперы Ковент-Гарден (2009), Нью-Йорк сити балет (2009).

Среди выпущенных Татьяной Ногиновой спектаклей – «Генералы в юбках» (театр «Буфф», Санкт-Петербург, 1991), «Поминальная молитва» (Красноярский драматический театр, 1994), «До третьих петухов» (Оренбургский драматический театр), «Кин IV», «Королевские игры», «Веер леди Уиндермир» (Норильский театр драмы, 1993-1999), «Антигона» (БДТ имени Георгия Товстоногова, Санкт-Петербург, 1995), «Турандот», «Огненный ангел», «Коппелия», «Шопениана», «Симфония до мажор», Большое классическое па из балета «Пахита» (Большой театр России, 2002-2022), «Дон Кихот», «Арлекинада», «Карнавал», «Корсар» (Новосибирский театр оперы и балета, 2001-2012), «Саломея» (Чикагская опера, 2006), «Любовь к трем апельсинам» (Сиднейская опера, 2005), «Черевички» (Королевская опера Ковент-Гарден, 2009) мюзикл «Русалочка» на Бродвее, «Шут», «Дафнис и Хлоя», «Бахчисарайский фонтан», «Условно убитый», «Лебединое озеро», «Золушка», «Жар-птица», «Щелкунчик», «Баядерка», «Концерт № 5», «Раймонда», «Ярославна» (Пермский театр оперы и балета, 2009-2023) «Эсмеральда» (Челябинский театр оперы и балета, 2012), «Три мушкетера», «Волшебник страны OZ», «Аладдин» (Stage Entertainment, Москва), «Аэлита», «RICHARCAPRICCIO» (Московский детский музыкальный театр имени Н.И. Сац, 2017-2022), «Лебединое озеро», «Жизель», «Наяда и рыбак. Сюита», «Дон Кихот», «Павильон Армиды» (Урал Опера Балет, 2015-2023), «Орлеанская дева», «Герцогиня.G»/«Герцогиня Герольштейнская» (Башкирский театр оперы и балета, 2014-2020) и многие другие.

Работала с режиссерами Темуром Чхеидзе, Ириной Молостовой, Юрием Александровым, Алексеем Степанюком, Александром Галибиным, Дэвидом Паунтни, Андреем Кончаловским, Франческой Замбелло, Ниной Чусовой, балетмейстерами Алексеем Мирошниченко, Василием Медведевым, Юрием Смекаловым, Сергеем Вихаревым, Антоном Пимоновым, Максимом Петровым, Максимом Севагиным.
Читает лекции по истории костюма и технологии изготовления театрального костюма в Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры при Российской академии художеств, в Центре научно-технической информации «Прогресс».
Является куратором курса «Художественно-костюмерное оформление спектакля» отделения театральных технологий Академии танца Бориса Эйфмана.
Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам» (2018, за спектакль «Золушка» в Пермском театре оперы и балета; 2021; за спектакль «Бахчисарайский фонтан» в Самарском академическом театре оперы и балета).

Награды:
лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» (2018, 2021)

Постановки в Шостакович Опера Балет:
Балет «Роман бутона розы» (2025)
Балет «Щелкунчик» (2024; по эскизам Ивана Всеволожского и Евгения Пономарёва)
Балет «Барышня и хулиган» (2023; с использованием эскизов Валерия Доррера)
Балет «Дон Кихот Ламанчский» (2022; с использованием эскизов Александра Головина и Гурли Теляковской)
Опера «Бал-маскарад» (2021)
Балеты «Ленинградская симфония» (по мотивам эскизов Михаила Гордона) и «Фортепианный концерт» (мировая премьера) в рамках программы Самара Шостакович Балет I» (2020)
Балет «Бахчисарайский фонтан» (2019; по эскизам Валентины Ходасевич)
Балет «Наяда и рыбак» (2019)