Закрыть поиск

Любовь к трём апельсинам

Композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Сергея Прокофьева по мотивам одноименной сказки (1761) Карло Гоцци (1720-1806) в редакции Всеволода Мейерхольда (1874-1940)


Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Наталья Дыченко
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин
Хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев
Хореограф-постановщик – Павел Самохвалов

Опера «Любовь к трём апельсинам» появилась во многом благодаря творческой дружбе Сергея Прокофьева и Всеволода Мейерхольда. Именно Мейерхольд предложил композитору написать новую оперу по мотивам сказки Карла Гоцци. Ироничность этого сюжета были близки режиссеру (собственно, в 1914-1916 годах он издавал театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого опубликовал в соавторстве с В. Соловьевым и К. Вогаком сценическую версию этой сказки). Для Прокофьева сюжет «Апельсинов» был привлекателен своей сценичностью, оживленностью и яркостью.

В 1918 году, уехав за границу, Прокофьев предложил главному дирижеру Чикагской оперы Клеофонте Кампанини сделать оперу из этой итальянской сказки, на что тут же получил согласие. Уже через год «Апельсины» были готовы. Однако для премьерного исполнения потребовалось свыше 200 репетиций, поэтому свет рампы «Любовь к трем апельсинам» увидела лишь в 1921 году. Это был эпохальный момент в истории. Впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом премьеры был один человек – Сергей Прокофьев! Сам композитор говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей».

Сюжет оперы выстроен следующим образом. Главный герой, Принц, медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Поэтому на праздник, устроенный по приказу Короля, приглашен Труффальдино – «человек, умеющий смешить». Из-за происков злой волшебницы, Фата Морганы, Принц и Труффальдино оказываются в пустыне, где они крадут три волшебные апельсина у великанши. В каждом апельсине живет принцесса. Одна из них, Нинетта, становится невестой Принца. Счастливые Принц, Нинетта и Труффальдино возвращаются в королевство к посрамлению зложелателей. Но на этом история не заканчивается…

Отраженная в музыке стремительность действия, а также невероятные ситуации и забавные приключения нашли у публики восторженный отклик. После премьеры в Чикаго последовали постановки в Нью-Йорке и по всему миру. В 1926 году состоялась первая постановка «Любви к трем апельсинам» Ленинградском театре оперы и балета. Ставили спектакль ученик Мейерхольда Сергей Радлов (1892-1956) и Николай Фореггер (1892-1939) – впоследствии главный режиссер и художественный руководитель Куйбышевского (Самарского) оперного театра (1938-1939). Год спустя состоялась премьера в Большом театре, где среди исполнителей были звезды оперной сцены: Надежда Обухова (Кляриче) и Антонина Нежданова (Нинетта). Современники сравнивали «Апельсины» с «бокалом шампанского, который искрится и пенится», признавая смех «главным действующим лицом» этой оперы.

Юмористическую сторону спектакля отметил главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы Евгений Хохлов: «В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь».
Визуальный компонент был особенно подчеркнут критиками в самарской премьерной постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» 2019 года:
«Самая сильная сторона самарской постановки – визуальная. Сценограф Елена Соловьёва, художник по костюмам Наталья Земалиндинова, световик Евгений Ганзбург и художник по компьютерной графике Владимир Поротькин поработали на славу, взяв за основу художественный язык столетней давности – кубизм, футуризм и супрематизм вместе и вразнобой обживают сцену, создавая непередаваемую атмосферу торжества "прикольности"» (музыкальный критик Александр Матусевич);
«Спектакль развивается строго по канве либретто, но с изящным оммажем футуризму, который наверняка понравился бы Прокофьеву. Это костюмы - яркие, "оптимистичные", сделанные, в основном, в духе Малевича и его супрематических изысканий» (критик Мария Бабалова).
Спектакль вошел в лонг-лист Российской национальной премии «Золотая маска»-2021 и получил премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино Анатолием Невдахом.

Исполняется с разрешения издательства Boosey & Hawkes Music Publishers Limited



 
Партнер проекта


Пролог

В волшебном королевстве спор: какую бы пьесу поставить? Трагедию, драму, фарс? Решено: это будет «Любовь к трем апельсинам»!

Действие первое

Король Треф безутешен: его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики не могут его вылечить. Король вспоминает о целительной силе смеха. Советник короля Панталон зовет шута Труффальдино, и тот получает приказ: устроить праздник, чтобы развеселить Принца.

Тем временем маг Челий, который стремится вернуть мир к добру и справедливости, играет с Фата Морганой, чьи цели противоположны. Ставка – судьба королевства. Челий проигрывает.
А первый министр Леандр, фаворит Фата Морганы, сговаривается с принцессой Клариче, племянницей короля, что они погубят Принца, и трон достанется Клариче. С ними в заговор вступает и служанка Смеральдина.

Труффальдино приводит Принца на праздник, но того ничто не веселит. Вдруг является незваная гостья – Фата Моргана. Труффальдино принимается ее выгонять, а Принц, глядя на это… начинает смеяться! В гневе Фата Моргана накладывает на Принца проклятие: заставляет влюбиться в три апельсина, которые хранятся у колдуньи Креонты под охраной устрашающей Кухарки. Принц немедленно отправляется на поиски апельсинов, взяв с собой Труффальдино.

Действие второе

По дороге Принц и Труффальдино встречают мага Челия и получают от него совет и волшебный бантик, который поможет одолеть Кухарку. Челий помогает героям добраться до Креонты. Пока Труффальдино отвлекает Кухарку бантиком, Принц забирает три апельсина.
На обратном пути Принц, устав, засыпает, а Труффальдино, мучаясь от жажды, открывает два апельсина. Из них появляются заколдованные принцессы Линетта и Николетта. По оплошности Труффальдино они погибают от жажды. Труффальдино убегает, а Принц просыпается и открывает третий апельсин. Из него выходит принцесса Нинетта. Они с Принцем влюбляются друг в друга с первого взгляда. Принц спасает Нинетту, и она остается в живых.

Принц уходит во дворец за нарядом для невесты. В это время Фата Моргана подсылает Смеральдину превратить Нинетту в огромную крысу и занять ее место. Принц возвращается с королем и придворными и обнаруживает обман, но Смеральдина убеждает короля, что Принц обещал жениться именно на ней.

Между тем Челий берет реванш у Фата Морганы. И когда заколдованная Нинетта появляется на свадьбе Принца со Смеральдиной, Челий снимает с нее чары. Всех троих заговорщиков разоблачают и приговаривают к казни, но Фата Моргана их спасает.
Да здравствуют Король, Принц и Принцесса!

Действующие лица

Король Треф
Принц, его сын
Принцесса Клариче, племянница короля
Леандр, первый министр
Труффальдино, шут
Панталон, приближенный короля
Маг Челий
Фата Моргана
Принцесса Нинетта
Принцесса Линетта
Принцесса Николетта
Смеральдина
Фарфарелло
Кухарка
Церемониймейстер
Глашатай
Придворные, Медики, Чудаки, Трубачи, Чертенята
 
"Любовь к трём апельсинам" от Самарского театра оперы и балета на фестивале "Видеть музыку": приключения квадрата в оранжевых тонах
Екатериня БЕЛЯЕВА, "Музыкальное обозрение", 14 октября 2021

Конструктивные "Апельсины": Самарский академический театр оперы и балета показал в Москве своё прочтение оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам"
Михаил КРИВИЦКИЙ, "Музыкальная жизнь", 13 октября 2021

Оранжевые песни оранжево поют: "Любовь к трём апельсинам" Самарского театра оперы и балета

Александр МАТУСЕВИЧ, портал "Ревизор", 6 октября 2021

Апельсиновый паштет. Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам"

Мария БАБАЛОВА, "Российская газета", 10 января 2020

Апельсиновый паштет

Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам

В самарском театре представили оперу Сергея Прокофьева
Маргарита ПЕТРОВА
"Самарская газета", 19 сентября 2019

«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ», ИЛИ ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР! ВЗГЛЯД КУЛЬТУРОЛОГА
Ирина КАРАКОЗОВА
портал "Миры Орфея", 18 сентября 2019

Новый театральный сезон в Самарском театре оперы и балета открылся оперой "Любовь к трём апельсинам"
Телеканал "Самара-ГИС"
, 17 сентября 2019

В Самаре состоялась премьера легендарной оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам"
ТРК "Губерния", 16 сентября 2019

Самарский театр оперы и балета открывает сезон историей про любовь к апельсинам
портал "Другой Город", 12 сентября 2019

13 сентября Самарский академический театр оперы и балета откроет сезон в Самаре
Портал "Регион Самара", 12 сентября 2019

В Самаре впервые покажут постановку "Любовь к трём апельсинам"
Телеканал "Самара-ГИС"
, 12 сентября 2019

В Самаре впервые представят оперу “Любовь к трём апельсинам”
ТРК "Губерния", 12 сентября 2019

В Самаре впервые поставят «Любовь к трём апельсинам»
"Музыкальное обозрение" (Москва), 5 сентября 2019

САТОБ готовится к 89-му сезону
"Место встречи" с режиссёром-постановщиком оперы САТОБ
"Любовь к трём апельсинам" Натальей Дыченко
ТРК "Губерния", 23 августа 2019

Каким будет первый спектакль нового сезона в Театре оперы и балета
Маргарита ПЕТРОВА
"Самарская газета",
 1 августа 2019

 

  • Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам"

Король Треф
Принц, его сын
Принцесса Клариче, племянница короля
Леандр, первый министр
Труффальдино, шут
Панталон, приближенный короля
Маг Челий
Фата Моргана
Принцесса Нинетта
Принцесса Линетта
Принцесса Николетта
Смеральдина
Фарфарелло
Кухарка
Церемониймейстер
Глашатай
Придворные, Медики, Чудаки, Трубачи, Чертенята
 
Жанр: Опера
Язык: Русский
Название: Любовь к трём апельсинам
Продолжительность: 2 часа 20 мин
Количество действий: 2
Дата премьеры: 13 сентября 2019
Возраст: 12+
Композитор Сергей Прокофьев (1891-1953)
Либретто Сергея Прокофьева по мотивам одноименной сказки (1761) Карло Гоцци (1720-1806) в редакции Всеволода Мейерхольда (1874-1940)


Дирижер-постановщик и музыкальный руководитель – Евгений Хохлов
Режиссер-постановщик – Наталья Дыченко
Художник-постановщик – Елена Соловьёва
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Художник по компьютерной графике – Владимир Поротькин
Хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев
Хореограф-постановщик – Павел Самохвалов

Опера «Любовь к трём апельсинам» появилась во многом благодаря творческой дружбе Сергея Прокофьева и Всеволода Мейерхольда. Именно Мейерхольд предложил композитору написать новую оперу по мотивам сказки Карла Гоцци. Ироничность этого сюжета были близки режиссеру (собственно, в 1914-1916 годах он издавал театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», в первом номере которого опубликовал в соавторстве с В. Соловьевым и К. Вогаком сценическую версию этой сказки). Для Прокофьева сюжет «Апельсинов» был привлекателен своей сценичностью, оживленностью и яркостью.

В 1918 году, уехав за границу, Прокофьев предложил главному дирижеру Чикагской оперы Клеофонте Кампанини сделать оперу из этой итальянской сказки, на что тут же получил согласие. Уже через год «Апельсины» были готовы. Однако для премьерного исполнения потребовалось свыше 200 репетиций, поэтому свет рампы «Любовь к трем апельсинам» увидела лишь в 1921 году. Это был эпохальный момент в истории. Впервые создателем либретто, композитором, а также дирижером и сценографом премьеры был один человек – Сергей Прокофьев! Сам композитор говорил, что «хотел написать сочинение, которое было бы создано как для глаз, так и для ушей».

Сюжет оперы выстроен следующим образом. Главный герой, Принц, медленно погибает от черной меланхолии. Только смех может спасти его. Поэтому на праздник, устроенный по приказу Короля, приглашен Труффальдино – «человек, умеющий смешить». Из-за происков злой волшебницы, Фата Морганы, Принц и Труффальдино оказываются в пустыне, где они крадут три волшебные апельсина у великанши. В каждом апельсине живет принцесса. Одна из них, Нинетта, становится невестой Принца. Счастливые Принц, Нинетта и Труффальдино возвращаются в королевство к посрамлению зложелателей. Но на этом история не заканчивается…

Отраженная в музыке стремительность действия, а также невероятные ситуации и забавные приключения нашли у публики восторженный отклик. После премьеры в Чикаго последовали постановки в Нью-Йорке и по всему миру. В 1926 году состоялась первая постановка «Любви к трем апельсинам» Ленинградском театре оперы и балета. Ставили спектакль ученик Мейерхольда Сергей Радлов (1892-1956) и Николай Фореггер (1892-1939) – впоследствии главный режиссер и художественный руководитель Куйбышевского (Самарского) оперного театра (1938-1939). Год спустя состоялась премьера в Большом театре, где среди исполнителей были звезды оперной сцены: Надежда Обухова (Кляриче) и Антонина Нежданова (Нинетта). Современники сравнивали «Апельсины» с «бокалом шампанского, который искрится и пенится», признавая смех «главным действующим лицом» этой оперы.

Юмористическую сторону спектакля отметил главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы Евгений Хохлов: «В спектакле много колдовства, нечисти, магии. Но сама опера исключительно позитивная, добрая. Она о том, что все неприятности можно преодолевать со смехом, что добро всегда побеждает зло, что верные друзья всегда выручат и придут на помощь».
Визуальный компонент был особенно подчеркнут критиками в самарской премьерной постановке оперы «Любовь к трем апельсинам» 2019 года:
«Самая сильная сторона самарской постановки – визуальная. Сценограф Елена Соловьёва, художник по костюмам Наталья Земалиндинова, световик Евгений Ганзбург и художник по компьютерной графике Владимир Поротькин поработали на славу, взяв за основу художественный язык столетней давности – кубизм, футуризм и супрематизм вместе и вразнобой обживают сцену, создавая непередаваемую атмосферу торжества "прикольности"» (музыкальный критик Александр Матусевич);
«Спектакль развивается строго по канве либретто, но с изящным оммажем футуризму, который наверняка понравился бы Прокофьеву. Это костюмы - яркие, "оптимистичные", сделанные, в основном, в духе Малевича и его супрематических изысканий» (критик Мария Бабалова).
Спектакль вошел в лонг-лист Российской национальной премии «Золотая маска»-2021 и получил премию «Онегин» за исполнение партии Труффальдино Анатолием Невдахом.

Исполняется с разрешения издательства Boosey & Hawkes Music Publishers Limited



 
Партнер проекта


Пролог

В волшебном королевстве спор: какую бы пьесу поставить? Трагедию, драму, фарс? Решено: это будет «Любовь к трем апельсинам»!

Действие первое

Король Треф безутешен: его сын, наследный Принц, болен ипохондрической болезнью. Медики не могут его вылечить. Король вспоминает о целительной силе смеха. Советник короля Панталон зовет шута Труффальдино, и тот получает приказ: устроить праздник, чтобы развеселить Принца.

Тем временем маг Челий, который стремится вернуть мир к добру и справедливости, играет с Фата Морганой, чьи цели противоположны. Ставка – судьба королевства. Челий проигрывает.
А первый министр Леандр, фаворит Фата Морганы, сговаривается с принцессой Клариче, племянницей короля, что они погубят Принца, и трон достанется Клариче. С ними в заговор вступает и служанка Смеральдина.

Труффальдино приводит Принца на праздник, но того ничто не веселит. Вдруг является незваная гостья – Фата Моргана. Труффальдино принимается ее выгонять, а Принц, глядя на это… начинает смеяться! В гневе Фата Моргана накладывает на Принца проклятие: заставляет влюбиться в три апельсина, которые хранятся у колдуньи Креонты под охраной устрашающей Кухарки. Принц немедленно отправляется на поиски апельсинов, взяв с собой Труффальдино.

Действие второе

По дороге Принц и Труффальдино встречают мага Челия и получают от него совет и волшебный бантик, который поможет одолеть Кухарку. Челий помогает героям добраться до Креонты. Пока Труффальдино отвлекает Кухарку бантиком, Принц забирает три апельсина.
На обратном пути Принц, устав, засыпает, а Труффальдино, мучаясь от жажды, открывает два апельсина. Из них появляются заколдованные принцессы Линетта и Николетта. По оплошности Труффальдино они погибают от жажды. Труффальдино убегает, а Принц просыпается и открывает третий апельсин. Из него выходит принцесса Нинетта. Они с Принцем влюбляются друг в друга с первого взгляда. Принц спасает Нинетту, и она остается в живых.

Принц уходит во дворец за нарядом для невесты. В это время Фата Моргана подсылает Смеральдину превратить Нинетту в огромную крысу и занять ее место. Принц возвращается с королем и придворными и обнаруживает обман, но Смеральдина убеждает короля, что Принц обещал жениться именно на ней.

Между тем Челий берет реванш у Фата Морганы. И когда заколдованная Нинетта появляется на свадьбе Принца со Смеральдиной, Челий снимает с нее чары. Всех троих заговорщиков разоблачают и приговаривают к казни, но Фата Моргана их спасает.
Да здравствуют Король, Принц и Принцесса!

Действующие лица

Король Треф
Принц, его сын
Принцесса Клариче, племянница короля
Леандр, первый министр
Труффальдино, шут
Панталон, приближенный короля
Маг Челий
Фата Моргана
Принцесса Нинетта
Принцесса Линетта
Принцесса Николетта
Смеральдина
Фарфарелло
Кухарка
Церемониймейстер
Глашатай
Придворные, Медики, Чудаки, Трубачи, Чертенята
 
"Любовь к трём апельсинам" от Самарского театра оперы и балета на фестивале "Видеть музыку": приключения квадрата в оранжевых тонах
Екатериня БЕЛЯЕВА, "Музыкальное обозрение", 14 октября 2021

Конструктивные "Апельсины": Самарский академический театр оперы и балета показал в Москве своё прочтение оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам"
Михаил КРИВИЦКИЙ, "Музыкальная жизнь", 13 октября 2021

Оранжевые песни оранжево поют: "Любовь к трём апельсинам" Самарского театра оперы и балета

Александр МАТУСЕВИЧ, портал "Ревизор", 6 октября 2021

Апельсиновый паштет. Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам"

Мария БАБАЛОВА, "Российская газета", 10 января 2020

Апельсиновый паштет

Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам

В самарском театре представили оперу Сергея Прокофьева
Маргарита ПЕТРОВА
"Самарская газета", 19 сентября 2019

«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ АПЕЛЬСИНАМ», ИЛИ ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР! ВЗГЛЯД КУЛЬТУРОЛОГА
Ирина КАРАКОЗОВА
портал "Миры Орфея", 18 сентября 2019

Новый театральный сезон в Самарском театре оперы и балета открылся оперой "Любовь к трём апельсинам"
Телеканал "Самара-ГИС"
, 17 сентября 2019

В Самаре состоялась премьера легендарной оперы Прокофьева "Любовь к трём апельсинам"
ТРК "Губерния", 16 сентября 2019

Самарский театр оперы и балета открывает сезон историей про любовь к апельсинам
портал "Другой Город", 12 сентября 2019

13 сентября Самарский академический театр оперы и балета откроет сезон в Самаре
Портал "Регион Самара", 12 сентября 2019

В Самаре впервые покажут постановку "Любовь к трём апельсинам"
Телеканал "Самара-ГИС"
, 12 сентября 2019

В Самаре впервые представят оперу “Любовь к трём апельсинам”
ТРК "Губерния", 12 сентября 2019

В Самаре впервые поставят «Любовь к трём апельсинам»
"Музыкальное обозрение" (Москва), 5 сентября 2019

САТОБ готовится к 89-му сезону
"Место встречи" с режиссёром-постановщиком оперы САТОБ
"Любовь к трём апельсинам" Натальей Дыченко
ТРК "Губерния", 23 августа 2019

Каким будет первый спектакль нового сезона в Театре оперы и балета
Маргарита ПЕТРОВА
"Самарская газета",
 1 августа 2019

 

  • Самарский театр оперы и балета испытал "Любовь к трем апельсинам"

Король Треф
Принц, его сын
Принцесса Клариче, племянница короля
Леандр, первый министр
Труффальдино, шут
Панталон, приближенный короля
Маг Челий
Фата Моргана
Принцесса Нинетта
Принцесса Линетта
Принцесса Николетта
Смеральдина
Фарфарелло
Кухарка
Церемониймейстер
Глашатай
Придворные, Медики, Чудаки, Трубачи, Чертенята
 
Написать нам