Либретто
Николая Римского-Корсакова по одноименной
пьесе (1873) Александра Островского
(1823-1886).
Мировая премьера: 29 января (10
февраля) 1882, Мариинский театр.
«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере Александр Бородин.
Оперу восторженно принял и Александр Островский: «Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил ее значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы Римский-Корсаков уделял вокальному стилю – удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива.
Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье, – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
«Снегурочка» появилась в репертуаре нашего театра уже в самый первый сезон его существования – 1931/32. Позже «Снегурочка» ставилась еще в 1933 (режиссер Александр Варламов), 1935 и 1943 (режиссер обеих постановок – Иван Просторов) годах. Нынешняя постановка 2015 года – пятая в истории САТОБ. А предшествовавший ей спектакль 1983 года выпускали легендарные руководители театра – режиссер Александр Тумилович и дирижер Лев Оссовский, который позже стал музыкальным руководителем театра Бориса Покровского в Москве; с ними в команде были балетмейстеры Большого театра России Юламей Скотт и Юрий Папко.
Краткое содержание
Первое действие
Лес вблизи берендеева посада. Весна, пробуждающая в природе жизнь, не может вступить в свои права. Мороз мешает ей. Вот уже пятнадцать лет их объединяет дочка Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и весенним холодам, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз. Мороза беспокоит судьба дочери. Вместе с Весной они решают отпустить Снегурочку в слободу к людям. Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой. На сцену выходят берендеи. Празднуется Масленица. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, которая просит взять её к себе в дочери. Они с радостью соглашаются.
Заречная слобода. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят Леля со Снегурочкой. Девушке очень нравится Лель и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поёт песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает свататься её жених Мизгирь. Но жених Купавы, увидев Снегурочку, пленяется ею и отказывается от невесты. Купава опозорена. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управу у царя Берендея.
Второе действие
На душе у царя неспокойно, уже 15 лет неладно в государстве: лето год от года всё короче, зима всё холоднее. Чтобы умилостивить Ярило-Солнце, Берендей решает обвенчать в Ярилин день всех женихов и невест. Вбегает Купава и рассказывает царю о предательстве Мизгиря. Она просит заступиться за неё и наказать Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан и велит привести обидчика. Царь требует, чтобы он женился на девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Появляется Снегурочка, и царь, поражённый её красотой, изменяет своё решение: великая милость ждёт Мизгиря, если до наступления Ярилиного дня он сможет зажечь «Снегурочки нетронутое сердце». Мизгирь уверяет царя, что сможет справиться с этой нелёгкой задачей, и умоляет его отсрочить изгнание.
Царь предлагает Лелю выбрать себе девушку по сердцу. Лель выбирает Купаву. Наступает ночь. Снегурочка грустит и мечтает о Леле. Мизгирь обращается к ней с пылкими словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство и убегает. Она решилась просить у Весны дара любви. Мизгирь устремляется за ней, но лес становится заколдованным, он путает дороги, сбивает с пути Мизгиря.
Снегурочка встречается с матерью-Весной. На прощание Весна дарит дочери венок – «любовных сил родник неистощимый». Она предостерегает дочь: «Нужно укрыться в тени лесов и таить открывшуюся ей любовь от глаз Ярилы-Солнца». Из леса выходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Новая встреча зажигает Снегурочку ответной страстью. Появляется Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить их брачный союз. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви, но уже не в силах противостоять солнцу. Лель манит Снегурочку, она идёт к нему и, не в силах вынести жгучих лучей, тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Теперь Мороз теряет власть над Весной-красной. Он не может больше студить сердца и души. Ярило перестанет сердиться, и в царстве снова восстановится счастливая жизнь. В финале спектакля народ поёт гимн Солнцу, прославляя великое божество.
Либретто
Николая Римского-Корсакова по одноименной
пьесе (1873) Александра Островского
(1823-1886).
Мировая премьера: 29 января (10
февраля) 1882, Мариинский театр.
«Снегурочка» – самая поэтичная опера Римского-Корсакова. Композитор считал ее своим лучшим творением. «Снегурочка» поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. «Это именно весенняя сказка – со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием», – писал об опере Александр Бородин.
Оперу восторженно принял и Александр Островский: «Музыка к моей "Снегурочке" удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». Он высоко оценил ее значение в собственном творчестве, в частности сказав: «Кончая „Снегурочку“, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». Особое внимание при сочинении оперы Римский-Корсаков уделял вокальному стилю – удобной тесситуре, гибкости и эффектности вокальных партий, свободе плавно льющегося речитатива.
Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье, – коренится в народной поэзии. «Снегурочка» воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора, «вечные, периодически выступающие силы природы».
Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле-солнцу – «творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях» (Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.
«Снегурочка» появилась в репертуаре нашего театра уже в самый первый сезон его существования – 1931/32. Позже «Снегурочка» ставилась еще в 1933 (режиссер Александр Варламов), 1935 и 1943 (режиссер обеих постановок – Иван Просторов) годах. Нынешняя постановка 2015 года – пятая в истории САТОБ. А предшествовавший ей спектакль 1983 года выпускали легендарные руководители театра – режиссер Александр Тумилович и дирижер Лев Оссовский, который позже стал музыкальным руководителем театра Бориса Покровского в Москве; с ними в команде были балетмейстеры Большого театра России Юламей Скотт и Юрий Папко.
Краткое содержание
Первое действие
Лес вблизи берендеева посада. Весна, пробуждающая в природе жизнь, не может вступить в свои права. Мороз мешает ей. Вот уже пятнадцать лет их объединяет дочка Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и весенним холодам, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз. Мороза беспокоит судьба дочери. Вместе с Весной они решают отпустить Снегурочку в слободу к людям. Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой. На сцену выходят берендеи. Празднуется Масленица. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, которая просит взять её к себе в дочери. Они с радостью соглашаются.
Заречная слобода. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят Леля со Снегурочкой. Девушке очень нравится Лель и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поёт песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает свататься её жених Мизгирь. Но жених Купавы, увидев Снегурочку, пленяется ею и отказывается от невесты. Купава опозорена. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управу у царя Берендея.
Второе действие
На душе у царя неспокойно, уже 15 лет неладно в государстве: лето год от года всё короче, зима всё холоднее. Чтобы умилостивить Ярило-Солнце, Берендей решает обвенчать в Ярилин день всех женихов и невест. Вбегает Купава и рассказывает царю о предательстве Мизгиря. Она просит заступиться за неё и наказать Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан и велит привести обидчика. Царь требует, чтобы он женился на девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Появляется Снегурочка, и царь, поражённый её красотой, изменяет своё решение: великая милость ждёт Мизгиря, если до наступления Ярилиного дня он сможет зажечь «Снегурочки нетронутое сердце». Мизгирь уверяет царя, что сможет справиться с этой нелёгкой задачей, и умоляет его отсрочить изгнание.
Царь предлагает Лелю выбрать себе девушку по сердцу. Лель выбирает Купаву. Наступает ночь. Снегурочка грустит и мечтает о Леле. Мизгирь обращается к ней с пылкими словами любви, но Снегурочка не может ответить на непонятное ей чувство и убегает. Она решилась просить у Весны дара любви. Мизгирь устремляется за ней, но лес становится заколдованным, он путает дороги, сбивает с пути Мизгиря.
Снегурочка встречается с матерью-Весной. На прощание Весна дарит дочери венок – «любовных сил родник неистощимый». Она предостерегает дочь: «Нужно укрыться в тени лесов и таить открывшуюся ей любовь от глаз Ярилы-Солнца». Из леса выходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Новая встреча зажигает Снегурочку ответной страстью. Появляется Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить их брачный союз. Яркий солнечный луч рассекает утренний туман и падает на Снегурочку. Даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви, но уже не в силах противостоять солнцу. Лель манит Снегурочку, она идёт к нему и, не в силах вынести жгучих лучей, тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.
Теперь Мороз теряет власть над Весной-красной. Он не может больше студить сердца и души. Ярило перестанет сердиться, и в царстве снова восстановится счастливая жизнь. В финале спектакля народ поёт гимн Солнцу, прославляя великое божество.