Закрыть поиск

Тривиальная «Травиата»

Классическая опера на самарской сцене

Самарский академический театр оперы и балета продолжает набирать солидный репертуар. Последним знаковым рубежом стала для труппы опера «Борис Годунов», завершавшая 81-й сезон. В новом, 82-м, зрителям представили еще одну жемчужину мирового классического репертуара - «Травиату» Джузеппе Верди.

Для современных режиссеров и дирижеров это произведение представляет собой огромный соблазн в плане «осовременивания» классических текстов. Падшая женщина, да еще наделенная смертельной болезнью, - это можно представить во всей неблагоприятной красе. Не секрет, что, пытаясь актуализировать музыкальный театр для современного зрителя, постановщики зачастую безжалостно «препарируют» классические произведения. И даже редактируют, видимо, не слишком хорошую, по их мнению, музыку великих композиторов. Постановку Самарского оперного театра можно назвать «принципиально классической». Итальянский режиссер Антонио Де Лючия еще летом, приехав в Самару, признался, что модернистских решений не будет. Позже, на пресс-конференции, подтвердил свою позицию:

- Надеюсь, что спектакль порадует глаза и душу зрителя. Мы обойдемся без эпатажа, самым большим подарком станет музыка Верди.

Для глаз сделано, действительно, много. Чего стоят только 200 костюмов художника Натальи Земалиндиновой - практически все ручной работы. Декорации художника-постановщика Елены Соловьевой работают скорее на то, чтобы не отвлекать внимание от исполнителей. Полноценным участником действия становятся только при помощи юпитеров. Например, противопоставление светлой сцены на балу в первом действии, где и костюмы, и освещение, и декорации наполнены ожиданием любви, и второго действия , где те же персонажи предстают одетыми в темные наряды, а мрачное, порой багряно-красное освещение предвещает трагический финал.

Как и обещал режиссер, главным подарком стала музыка великого Джузеппе Верди. Дирижер-постановщик - главный дирижер и художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, народный артист Республики Беларусь, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Анисимов не подгонял «Травиату» под свои вкусы и не перекраивал по своему усмотрению.

Все это служит прекрасным обрамлением для артистов оперы. Если голоса солистов в модернистском спектакле могут затеряться среди авангардных идей постановщика, то здесь они имеют возможность предстать во всей красе. Мне довелось посмотреть спектакль с Татьяной Лариной, Анатолием Невдахом, Андреем Формазовым и другими. Не буду скрывать, мне очень интересно было бы услышать Татьяну Гайворонскую, приглашенную солистку Ирину Крикунову, Дмитрия Крыжского и заслуженного артиста России Василия Святкина. Однако Татьяна Ларина стала если не потрясением, то впечатляющим открытием. Она центр постановки не в силу логики развития сюжета, а благодаря восхитительному сопрано и артистичности. Чего, к сожалению, нельзя сказать о ее партнерах, подтверждающих стереотип о том, что в опере зрителю достаточно дать качественное исполнение арий, а об эмоциях персонажей он догадается сам.

Маргарита Прасковьина
"Самарская газета"
04.10.2012

Источник
Написать нам