Закрыть поиск

Самарский "Цирюльник"

MK.ru, 25.11.2013
Екатерина Кретова

Бродвейский драйв полезен итальянской опере

Не так часто столичная пресса публикует материалы о провинциальных премьерах - обычно критики ждут, когда вал региональных спектаклей отсмотрит самоотверженная армия экспертов, после чего сливки этого вала приедут в Москву на фестиваль "Золотая Маска". Но в данном случае ждать не приходится: спектакль "Севильский цирюльник" в Самарском академическом театре оперы и балета заставит самого искушенного критика буквально на десятой минуте забыть не только о том, что вы в провинции, но даже и о том, что вы в России. В чем и убедился музыкальный обозреватель МК, побывавший на премьере.

Джоаккино Антонио Россини
 
 
Секрет спектакля в удивительном и весьма редком для российского оперного театра приеме, который применил режиссер Михаил Панджавидзе и выдержал его от начала до конца: опера поставлена как высокотехнологичный бродвейский мюзикл, в котором каждый элемент пространства и времени имеет четкую и продуманную схему, форму и (что самое главное) смысл. Буквально через несколько минут создается ощущение, что ты не успеваешь угнаться за событиями, ежесекундно насыщающими это бешеное по темпоритму действие. Нет ни одной остановки. Даже финалы каждого акта, в которых Россини как бы подводит итог развития сюжета, переполнены изысканными и остроумными решенями, которые не хочется упустить. Актеры играют свои роли, подробнейшим образом обыгрывая каждую реплику - текстовую и музыкальную. Количество находок могло бы насытить не одну, а три оперы - buffa. Чего стоит только волшебная кибитка Фигаро, являющаяся одновренно шкафом, роялем, тайником, баром, столиком парикмахера, траспортным средством, спортивным снарядом и еще черт знает чем. Певцы работают с ней с мастерством цирковых акробатов, то и дело извлекая парики, бутылки, костюмы, ботинки, музыкальные инструменты. При этом поют с таким техническим мастерством и стилистической точностью, которым не так часто радуешься в столичных постановках.Об артистах стоит поговорить отдельно, долго и с восхищением. Москвич Дмитрий Трунов и екатеринбуржка Надежда Бабинцева, завоевавшие популярность после Екатеринбургского масочного "Графа Ори", в этом спектакле демонстрируют новый шаг в росте своего вокального мастерства. Трунов - идеальный Граф Альмавива: певец с блестящей техникой belcanto и невероятным дыханием. Бабинцева - столь же идеальная Розина: красивейший тембр, лекость в исполнении труднейшей партии, очаровательная внешность. Третий из главных героев - Фигаро в исполнении геликоновца Константина Бржинского - прекрасно вписывается в эту звездную компанию: замечательный вокал, потрясающая харизма. Эпизод, когда Альмавива поет свою серенаду, а Фигаро аккомпанирует ему на гитаре (Бржинский делает это сам) - вызывает не просто овации, а восторженые "браво" у зала.

Надо сказать, что остальные участники этого оперного ансамбля, без которого "Севильский цирюльник" просто невозможен, абсолютно адекватны главной тройке: пермяк Владимир Тайсаев (Бартоло), самарцы Андрей Антонов (Дон Базилио) и Наталья Фризе (Берта) - все на высоте.

Оркестр под управлением музыкального руководителя театра Александра Анисимова выглядит очень достойно. Никаких сбоев, киксов, фальши. Прекрасная валторна (что вообще редкость), чудесные флейты. Возможно, хотелось бы большей легкости, искрометности, изящества, но это лишь потому, что планка спектакля в целом уж очень высока.

И, конечно, зрелище радует глаз: мгновенная смена декораций, которые то поворачиваются фасадами, образуя перспективу севильской улицы, то иронично стилизованными интерьерами 18 века с золотом, хрусталем и лепниной (художник Александр Костюченко). Разнообразие костюмов поражает, в очередной раз доказывая: возможности черно-белой гаммы безграничны (Элеонора Григорук).

В финале счастливые влюбленные убегают по извилистой улочке, а на поклоны артисты выходят под звуки увертюры. И в этом снова - привет от бродвейского шоу, которое, как оказывается, так органично соединяется с духом и буквой итальянской оперы-buffa.
Написать нам