Закрыть поиск

Первый Международный фестиваль «Наследие. Опера. Балет»

С 30 марта по 13 апреля Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича распахнет свои двери для Первого международного фестиваля «Наследие. Опера. Балет», продолжающего традиции легендарного фестиваля имени Аллы Шелест и оперных фестивалей Светланы Хумарьян.
Участниками фестиваля 2025 года станут артисты из Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра и Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Самара почти на полмесяца превратится в центр отечественного балета.
В рамках фестиваля уже состоялась Российская премьера «Балеты императорского двора»: «Роман Бутона Розы» Риккардо Дриго и «Времена года» Александра Глазунова.

31 марта на Малой сцене в уютной атмосфере прошёл круглый стол, собравший ведущих деятелей балетного искусства России. Среди участников были лауреат международных конкурсов Елена Богданович, заслуженные артисты России Юрий Бурлака и Наталья Воскресенская, народная артистка России Илзе Лиепа, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина, балетный критик Александр Максов, историк балетного театра и критик Виолета Майниеце, а также победители фестивального проекта «Русский балет навсегда» от Благотворительного фонда Илзе Лиепа – Даниил Благов и Елизавета Мазуркевич.
«На этом круглом столе мы хотели обсудить глобальное понятие наследия. Идея создания фестиваля возникла у нас с Евгением Дмитриевичем Хохловым, художественным руководителем и главным дирижёром театра. В процессе нашей работы векторы развития совпали так, что мы видим главную миссию театра в сохранении спектаклей прошлого», – рассказал Юрий Бурлака.
Лейтмотивом мероприятия стала тема балетного наследия как ключевого фактора сохранения идентичности народа. Даниил Благов отметил значимость этого процесса: «Умирание привычного вызывает недостачу, и человек ищет способы её заполнить. Произведения искусства становятся устойчивыми образами, которые вызывают чувства и требуют интерпретации. Современные творцы ищут новые образы, отталкиваясь от прошлого. Сохранение наследия позволяет погрузиться в дух времени. Примером служит музыка Александра Глазунова, которая переосмысляет осень как праздник жизни, а не меланхолию, создавая новые образы и интерпретации».
На встрече также обсудили вопрос передачи культурного опыта, крайне актуальный в современном балетном мире. Валерия Уральская подчеркнула: «Роль педагога в жизни артиста балета и в сохранении наследия трудно переоценить. Педагог начинает с детства, формируя артиста, и затем на протяжении всей жизни работает с ним как наставник. Культура педагога и его знание основ классического танца имеют огромное значение, ведь классический танец – это, прежде всего, пространственное решение и место».

Второй день фестиваля подарил гостям Шостакович Опера Балет возможность встречи с неподражаемой Илзе Лиепа – балериной, проработавшей без малого четверть века в Государственном академическом Большом театре России.
Родившись в семье, которая подарила стране трёх народных артистов, балерина как никто другой может говорить о связи поколений как традиции в развитии отечественной хореографии – теме, которая была затронута на творческой встрече и является весьма актуальной в современном мире.
«Наследие – это передача не только профессии, но и духовных ценностей от одного поколения другому», – поделилась народная артистка России Илзе Лиепа.
Модератор мероприятия – главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская.


Далее в программе фестиваля:

среда 02.04 в 18:30
«Дон Кихот Ламанчский» Людвиг Минкус

Балет в 3 действиях, 7 картинах с прологом
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака (2022)
Исполнители:
Китри – Елизавета Кокорева, прима-балерина Государственного академического Большого театра
Базиль – Дмитрий Смилевски, премьер Государственного академического Большого театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Хореография – Александр Горский (1900)
Мировая премьера состоялась в 1869 года на сцене Большого театра (Москва)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 1 июля 2022 года

пятница 04.04 в 18:30
«Баядерка» Людвиг Минкус

Балет в 3 действиях
Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Габриэла Комлева (2012)
Исполнители:
Никия – Кристина Кретова, солистка Большого театра России
Солор – Дмитрий Соболевский, солист Театра балета имени Леонида Якобсона
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Хореография Мариуса Петипа (1876) в редакции Владимира Пономарёва (1941) и Вахтанга Чабукиани (1941)
Мировая премьера состоялась в 1877 году в Большом (Каменном) театре (Санкт-Петербург)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 18 ноября 2012 года

суббота 05.04 в 16:00 (Большая сцена)
Дуэт – репетитор и критик «Тайны Терпсихоры» с педагогом-репетитором, народной артисткой СССР Маргаритой Дроздовой и балетным критиком, историком балета Ольгой Розановой

1. Открытый урок балета «Легенда» дает класс»
Педагог-репетитор – народная артистка СССР Маргарита Дроздова
2. Лектор – Ольга Розанова о Владимире Бурмейстере
3. Открытая репетиция Вечера хореографии Владимира Бурмейстера (1904-1971) в 2 действиях
Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Маргарита Дроздова (2020)
Одноактные балеты:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
«Хроматические вариации для фортепиано» Ор. 3 (1868)
Премьера состоялась в 1962 году на сцене Гранд-опера в Париже
«Болеро» Морис Равель
для симфонического оркестра (1928)
Премьера состоялась в 1960 году в таллиннском театре «Эстония»
«Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса
музыкальная редакция Владимира Эдельмана (1941)
Премьера состоялась в 1941 году на сцене МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Участвуют:
Эрика Микиртичева, прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России
Денис Дмитриев, премьер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

воскресенье 06.04 в 18:30
Вечер хореографии Владимира Бурмейстера (1904-1971) в 2 действиях

Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Маргарита Дроздова (2020)
Одноактные балеты:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
«Хроматические вариации для фортепиано» Ор. 3 (1868)
Премьера состоялась в 1962 году на сцене Гранд-опера в Париже
«Болеро» Морис Равель
для симфонического оркестра (1928)
Премьера состоялась в 1960 году в таллиннском театре «Эстония»
«Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса
музыкальная редакция Владимира Эдельмана (1941)
Премьера состоялась в 1941 году на сцене МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко

Исполнители:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
Муза – Эрика Микиртичева, прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России
Поэт – Денис Дмитриев, премьер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Премьера Вечера хореографии Владимира Бурмейстера в Самаре состоялась 21 октября 2020 года

среда 09.04 в 18:30
«Лебединое озеро» Пётр Чайковский

Фантастический балет в 3 действиях, 4 картинах
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака (2018)
Исполнители:
Одетта - Одиллия – Элеонора Севенард, прима Государственного академического Большого театра
Принц Зигфрид – Денис Родькин, премьер Государственного академического Большого театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Хореография – Александр Горский (1901)
Мировая премьера состоялась в 1877 году на сцене Большого театра (Москва)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 15 сентября 2018 года

пятница 11.04 в 18:30
«Бахчисарайский фонтан» Борис Асафьев

Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом
Балетмейстер-постановщик – заслуженная артистка России Дарья Павленко (2019)
Исполнители:
Зарема – Виктория Терёшкина, прима-балерина Государственного академического Мариинского театра, народная артистка России
Гирей – Роман Беляков, первый солист Государственного академического Мариинского театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Хореография – Ростислав Захаров (1934)
Мировая премьера состоялась в 1934 году на сцене ГАТОБ имени С.М. Кирова (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 18 октября 2019 года

суббота 12.04 в 15:00
Самарская областная универсальная научная библиотека
(проспект Ленина, 14 А)

«По страницам истории балета»

Лектор – Ольга Розанова (Санкт-Петербург)
балетный критик, историк балета, кандидат искусствоведения, профессор

1. Кинолекторий с показом фильма «Игорь Чернышев. Язык танца» (Самара, АНО «Культура жизни», 2023, документальный, 47 мин., 12+)

С именем Игоря Александровича Чернышева связано не одно десятилетие самарского театра. С 1976 по 1995 год работал в Куйбышевском (Самарском) театре оперы и балета в качестве главного балетмейстера. За 19 лет работы Игорь Чернышев создал, по сути, авторский театр, осуществив более 30 постановок. В репертуаре балета он сохранил две основные тенденции – воссоздание классических музыкально-хореографических шедевров и обращение к новым сочинениям с созданием собственных сценических версий.


2. Кинолекторий с показом фильма «Планета Аллы Шелест», режиссер Светлана Кочергина (Самара, АНО «Культура жизни», 2020, документальный, 45 мин., 12+)

Алла Яковлевна Шелест, ученица Агриппины Вагановой, педагог и режиссер. Почти 25 лет она танцевала на прославленной сцене Петербургского Государственного академического Мариинского (тогда Ленинградского им. Кирова) театра. В 1970-1973 годах Алла Шелест возглавляла балетную труппу театра. Рождение Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест в Самаре было закономерно: 9 октября 1994 г. на самарской сцене состоялся «Вечер в честь Аллы Шелест», сделавший очевидным идею именного фестиваля, которая воплотилась в реальность в октябре 1995 г. и развивалась до 2021 г.


Закрытие фестиваля
воскресенье 13.04 в 15:00
Наследие-гала «Два века балета» в 3 отделениях

С участием Дениса Родькина (Большой театр России), Элеоноры Севенард (Большой театр России), Марка Чино (Большой театр России), Маргариты Шрайнер (Большой театр России), Марии Ильюшкиной (Мариинский театр), Эвана Капитена (Мариинский театр), артистов Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича.
Дирижер – лауреат международного конкурса Евгений Хохлов



Внимание: в программе возможны изменения в репертуаре и составах действующих лиц!

Актуальная информация о фестивале на сайте театра:
https://opera-samara.ru/afisha/

Политика обработки данных
Наверх