Закрыть поиск

Первый международный фестиваль «Наследие. Опера. Балет» открыт!

30 марта на сцене Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича состоялось рождение нового уникального в своем формате проекта – Первого международного фестиваля «Наследие. Опера. Балет», продолжающего  традиции легендарного фестиваля имени Аллы Шелест и оперных фестивалей Светланы Хумарьян.
Идея провести фестиваль, который под одним названием соединил эти два вида искусства, принадлежит художественному руководителю и главному дирижеру Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича Евгению Хохлову.
«Само понятие «наследие» охватывает необъятный пласт материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями и бережно передаваемой нам как бесценное сокровище. Наш фестиваль, объединяющий два величайших вида искусства – оперу и балет, призван раскрыть всё богатство и многообразие театрального наследия», – рассказал Евгений Хохлов – художественный руководитель и идеолог проекта «Наследие. Опера. Балет».
В 2025 году в Самаре проходит первый балетный фестиваль под эгидой «Наследие» и посвящен памяти заслуженного работника культуры РСФСР, Почетного гражданина Самарской области Светланы Петровны Хумарьян. В следующем, 2026 году, фестиваль продолжит свою историю, представив оперный модуль.
Масштабное событие проводится при поддержке Правительства Самарской области и призвано стать преемником знаменитого фестиваля имени Аллы Шелест, на протяжении более двух десятилетий являвшегося гордостью самарской сцены.
С открытием поздравили представители Правительства региона.
«Поздравляю коллектив театра, всех гостей и жителей Самарской области с началом этого масштабного фестиваля и потрясающей премьерой. Я горд, что такое значимое событие, как рождение нового уникального проекта, происходит именно на этой сцене, что в очередной раз подтверждает столичный уровень нашего театра оперы и балета», – отметилпервый вице-губернатор Самарской области Александр Фетисов.
 
«В дни фестиваля пройдут лучшие спектакли, выступят лучшие исполнители российской и мировой сцены. Будет много ярких гостей, общения. Фестиваль «Наследие» — это не только представление спектаклей публике, это и колоссальная работа внутри сообщества - пройдут мастер-классы, творческие лаборатории и встречи. Важно обмениваться своими идеями и мыслями. Сегодняшний вечер для нас особенный – премьера балета «Времена года», который поставлен при участии Илзе Марисовны Лиепа. Это работы молодых хореографов – победителей конкурса «Русский балет навсегда». Впереди нас ждет ещё много интересных фестивальных событий. И я желаю всем прекрасных впечатлений», – рассказала министр культуры Самарской области Ирина Калягина:
 
Начало фестиваля ознаменовалось Российской премьерой «Балеты Императорского двора». Автор проекта – заслуженный артист России Юрий Бурлака.
В первом отделении был представлен фантастический балет в 1 действии «Роман Бутона розы» Риккардо Дриго. Постановка и новая хореографическая редакция – заслуженная артистка России Наталья Воскресенская (2025). Исполнители – солисты и артисты Шостакович опера балет: Бутон Розы – Наталия Клеймёнова, Сфинкс, мотылёк-красавец – Педро Сеара, Лилия – Ульяна Шибанова, настурция – Полина Чеховских, Маргаритка – Марина Накадзима, Старая бабочка - Дмитрий Петров, Паж королевы садов – Максим Морозов, и другие.
Дирижер – лауреат международного конкурса Евгений Хохлов, художник-постановщик – Альона Пикалова, художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Ивана Всеволожского 1903 года), художник по свету – Ирина Вторникова.
            Одноактный балет Мариуса Петипа в 1904 году был срепетирован и подготовлен для Эрмитажного театра, но постановка не состоялась. Спектакль был осуществлен Александром Чекрыгиным в 1919 году, в бенефис Риккардо Дригона сцене Мариинского театра (Санкт-Петербург).  
           
            «Хореография Петипа не сохранилась, кроме его мемуаров, ничего не осталось. И нам надо было постараться попасть в музыкально-художественную образность. Я имею в виду костюмы, вжиться, ощутить себя в то время и придумать хореографию. Так получилось, что я тоже научилась говорить языком Петипа», – рассказала Наталья Воскресенская.
 
Во втором отделении был представлен аллегорический балет в                       1 действии, 4 картинах «Времена года» Александра Глазунова. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда. Постановка победителей фестивального проекта «Русский балет навсегда» Благотворительного фонда Илзе Лиепа, хореография 3-й картины «Лето» сочинена и поставлена наставником-куратором проекта заслуженной артисткой России Марианной Рыжкиной.
Народная артистка России Илзе Лиепа: «Без прошлого нет будущего. Программа сегодняшнего вечера как раз и представляет собой связь времен. Наш проект создан и работает на то, чтобы связь времен не распадалась».
Мировая премьера состоялась в 1900 года на сцене Эрмитажного театра (Санкт-Петербург). Хореография Мариуса Петипа.
            «Зима». Балетмейстер-постановщик – Елизавета Мазуркевич; «Весна». Балетмейстер-постановщик – Лилия Симонова; «Лето». Балетмейстер-постановщик – Марианна Рыжкина; «Осень». Балетмейстер-постановщик – Даниил Благов.
            Исполнители: солисты и артисты Шостакович опера балет. Зима – Ольга Савельева, Мороз – Сергей Гаген, Лед – Анастасия Голощапова, Град – Софья Туманова, Иней – Марина Накадзима, Ветры – Денис Мазанов, Светлин Стоянов, Весна - Анна Дробышева, Зефир – Николай Выломов, Роза – Екатерина Фатеева, Ластояка – Аяка Тоёсима, Лето – Ульяна Шибанова, Колос – Полина Чеховских, Фавн – Педро Сеара, Сатиры – Ринтаро Мукаи и Максим Морозов, Фавны – Максим Маренин и Илья Черкасов, Осень – Юлия Мамутина, Вакханка – Вероника Землякова, Вакх – Дмитрий Петров, Фавн - Светлин Стоянов, и другие.
            Дирижер-постановщик–лауреат международного конкурса Евгений Хохлов, художник–постановщик, художник по костюмам – Иван Складчиков, художник по свету – Ирина Вторникова.
 
Руководитель фестиваля «Наследия. Балет», заслуженный артист России Юрий Бурлака: «Это своеобразный диалог современных хореографов с Мариусом Петипа, автором первоначальных версий этих спектаклей для Эрмитажного театра. Премьеры театра происходили в закрытой обстановке для избранной публики. И если балет был успешен и одобрен императорской семьей, то он переносился на сцену Мариинского театра. Оба балета должны были бы идти на сцене Мариинского театра. «Времена года» счастливо оказались на ней, но прожили не долгую жизнь, к сожалению, даже несмотря на выдающуюся музыку Глазунова. А балет «Роман Бутона розы» был поставлен уже после смерти Петипа в 1919 году, да и то всего один раз. Вот такая интересная история, но со взглядом сегодняшних художников из 21 века».
 
В основу фестиваля этого года положена идея обращения к наследию русского балетного театра, сохранённому для всего мира. Это наследие составляло и составляет основную часть репертуара любого академического театра. Самарский театр оперы и балета ведет активную деятельность по сохранению классических постановок в своем репертуаре, понимая, что без знания истоков нет будущего для дальнейшего развития театрального искусства и культуры, преемственности поколений. Фестиваль станет не только праздником классического балета, но и платформой для обсуждения его роли в современном мире.
Участниками фестиваля 2025 года станут артисты из Государственного академического Большого театра России, Государственного академического Мариинского театра и Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и                Вл.И. Немировича-Данченко. Самара почти на полмесяца превратится в центр отечественного балета.
 
Далее в программе фестиваля:
 
31 марта на Малой сцене театра в эти минуты проходит Круглый стол «Балетное наследие как фактор сохранения идентичности народа».  
Модератор – Валерия Уральская, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Правительства Российской Федерации, кандидат философских наук, профессор, главный редактор журнала «Балет»
Вопросы:
Что может считаться наследием балетного театра
Какое место в спектаклях классического наследия занимают в репертуаре театров страны
Методы работы по сохранению стиля хореографов-авторов
Роль педагогов-репетиторов в передаче традиций
 
Участники круглого стола:
Елена Богданович, лауреат международных конкурсов современной хореографии
Юрий Бурлака, заслуженный артист России
Наталья Воскресенская, заслуженная артистка России
Илзе Лиепа, народная артистка России
Марианна Рыжкина, заслуженная артистка России
Даниил Благов, Елизавета Мазуркевич, Лилия Симонова – победители фестивального проекта «Русский балет навсегда» Благотворительного фонда Илзе Лиепы
 
В 19.00 также на Малой сцене состоится творческая встреча с Илзе Лиепа, народной артисткой России, лауреатом Государственной премии, лауреатом премии «Золотая маска», лауреатом премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, председателем президиума благотворительного фонда содействия развитию хореографического и изобразительного искусства «ИЛЗЕ ЛИЕПА».
Тема «Связь поколений как традиция в развитии отечественной хореографии: пути, формы и методы»
Модератор – главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская
 
2 апреля в 18:30
«Дон Кихот Ламанчский» Людвиг Минкус
Балет в 3 действиях, 7 картинах с прологом
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака (2022)
Исполнители:
Китри Елизавета Кокорева, прима-балерина Государственного академического Большого театра
Базиль Дмитрий Смилевски,премьер Государственного академического Большого театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича
 
Хореография Александр Горский (1900)
Мировая премьера состоялась в 1869 года на сцене Большого театра (Москва)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 1 июля 2022 года
 
4 апреля в 18:30
«Баядерка» Людвиг Минкус
Балет в 3 действиях
Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Габриэла Комлева (2012)
Исполнители:
Никия Кристина Кретова, солистка Большого театра России
Солор Дмитрий Соболевский, солист Театра балета имени Леонида Якобсона
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича

Хореография Мариуса Петипа (1876) в редакции Владимира Пономарёва (1941) и Вахтанга Чабукиани (1941)
Мировая премьера состоялась в 1877 году в Большом (Каменном) театре (Санкт-Петербург)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 18 ноября 2012 года

5 апреля в 16:00 (Большая сцена)
Дуэт – репетитор и критик «Тайны Терпсихоры» с педагогом-репетитором, народной артисткой СССР Маргаритой Дроздовой и балетным критиком, историком балета Ольгой Розановой
1.      Открытый урок балета «Легенда» дает класс»
Педагог-репетитор – народная артистка СССР Маргарита Дроздова
2.      Лектор – Ольга Розанова о Владимире Бурмейстере
3.      Открытая репетиция Вечера хореографии Владимира Бурмейстера (1904-1971) в 2 действиях
         Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Маргарита Дроздова (2020)
         Одноактные балеты:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
«Хроматические вариации для фортепиано» Ор. 3 (1868)
Премьера состоялась в 1962 году на сцене Гранд-опера в Париже
«Болеро» Морис Равель
для симфонического оркестра (1928)
Премьера состоялась в 1960 году в таллиннском театре «Эстония»
«Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса
музыкальная редакция Владимира Эдельмана (1941)
Премьера состоялась в 1941 году на сцене МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Участвуют:
Эрика Микиртичева, прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России
Денис Дмитриев, премьер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича
 
воскресенье 06.04 в 18:30
Вечер хореографии Владимира Бурмейстера (1904-1971) в 2 действиях
Балетмейстер-постановщик – народная артистка СССР Маргарита Дроздова (2020)
Одноактные балеты:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
«Хроматические вариации для фортепиано» Ор. 3 (1868)
Премьера состоялась в 1962 году на сцене Гранд-опера в Париже
«Болеро» Морис Равель
для симфонического оркестра (1928)
Премьера состоялась в 1960 году в таллиннском театре «Эстония»
«Штраусиана» на музыку Иоганна Штрауса
музыкальная редакция Владимира Эдельмана (1941)
Премьера состоялась в 1941 году на сцене МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
 
Исполнители:
«Вариации» на музыку Жоржа Бизе
Муза Эрика Микиртичева, прима-балерина Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, заслуженная артистка России
Поэт Денис Дмитриев, премьер Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича
 
Премьера Вечера хореографии Владимира Бурмейстера в Самаре состоялась 21 октября 2020 года
 
9 апреля в 18:30
«Лебединое озеро» Пётр Чайковский
Фантастический балет в 3 действиях, 4 картинах
Постановка и новая хореографическая редакция – Юрий Бурлака (2018)
Исполнители:
Одетта - Одиллия Элеонора Севенард, прима Государственного академического Большого театра
Принц Зигфрид Денис Родькин, премьер Государственного академического Большого театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича
 
Хореография – Александр Горский (1901)
Мировая премьера состоялась в 1877 году на сцене Большого театра (Москва)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 15 сентября 2018 года
 
11 апреля в 18:30  
«Бахчисарайский фонтан» Борис Асафьев
Балет-поэма в 4 действиях с прологом и эпилогом
Балетмейстер-постановщик – заслуженная артистка России Дарья Павленко (2019)
Исполнители:
Зарема Виктория Терёшкина, прима-балерина Государственного академического Мариинского театра, народная артистка России
Гирей Роман Беляков, первый солист Государственного академического Мариинского театра
Солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича
 
Хореография – Ростислав Захаров (1934)
Мировая премьера состоялась в 1934 году на сцене ГАТОБ имени С.М. Кирова (Мариинский театр, Санкт-Петербург)
Премьера новой постановки в Самаре состоялась 18 октября 2019 года
 
12 апреля в 15:00
Самарская областная универсальная научная библиотека
(проспект Ленина, 14 А)
 
«По страницам истории балета»
Лектор – Ольга Розанова (Санкт-Петербург)
балетный критик, историк балета, кандидат искусствоведения, профессор
 
1.      Кинолекторий с показом фильма «Игорь Чернышев. Язык танца» (Самара, АНО «Культура жизни», 2023, документальный, 47 мин., 12+)
 
С именем Игоря Александровича Чернышева связано не одно десятилетие самарского театра. С 1976 по 1995 год работал в Куйбышевском (Самарском) театре оперы и балета в качестве главного балетмейстера. За 19 лет работы Игорь Чернышев создал, по сути, авторский театр, осуществив более 30 постановок. В репертуаре балета он сохранил две основные тенденции – воссоздание классических музыкально-хореографических шедевров и обращение к новым сочинениям с созданием собственных сценических версий.
 
 
2.      Кинолекторий с показом фильма «Планета Аллы Шелест», режиссер Светлана Кочергина (Самара, АНО «Культура жизни», 2020, документальный, 45 мин., 12+)
 
Алла Яковлевна Шелест, ученица Агриппины Вагановой, педагог и режиссер. Почти 25 лет она танцевала на прославленной сцене Петербургского Государственного академического Мариинского (тогда Ленинградского им. Кирова) театра. В 1970-1973 годах Алла Шелест возглавляла балетную труппу театра. Рождение Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест в Самаре было закономерно: 9 октября 1994 г. на самарской сцене состоялся «Вечер в честь Аллы Шелест», сделавший очевидным идею именного фестиваля, которая воплотилась в реальность в октябре 1995 г. и развивалась до 2021 г.
 
 
Закрытие фестиваля
13 апреля в 15:00
Наследие-гала «Два века балета» в 3 отделениях
С участием Дениса Родькина (Большой театр России), Элеоноры Севенард (Большой театр России),  Марка Чино (Большой театр России), Маргариты Шрайнер (Большой театр России), Марии Ильюшкиной (Мариинский театр), Эвана Капитена (Мариинский театр), артистов Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича.
Дирижер – лауреат международного конкурса Евгений Хохлов
  
Внимание: в программе возможны изменения в репертуаре и составах действующих лиц!
 
Актуальная информация о фестивале на сайте театра:
 
 
31.03.2025г.