Закрыть поиск

Балету «Щелкунчик» - 125 лет

В 2017 году исполнилось 125 лет со дня первой постановки балета-феерии Петра Чайковского «Щелкунчик». Его премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. Автор либретто балета Мариус Петипа, автор хореографии Лев Иванов.

К «Щелкунчику» прикоснулись практически все известные балетмейстеры ХХ века. В их числе Александр Горский (1919 год, Большой театр, Москва), Федор Лопухов (1923 и 1929 годы, Ленинград), Василий Вайнонен (1934 год, Мариинский театр, 1939 год, Большой театр, Москва), Игорь Бельский (1939 год, Мариинский театр), Юрий Григорович (1966 год, Большой театр), Андрей Петров (1993 год, Кремлевский балет), Кирилл Симонов в компании с художником Михаилом Шемякиным (2001 год, Мариинский театр).

Из зарубежных постановок «Щелкунчика» наиболее значительными были осуществленная Николаем Сергеевым реконструкция спектакля Льва Иванова (1934 год, Лондон), постановки Джорджа Баланчина (1954 год, Нью-Йорк Сити балет), Рудольфа Нуреева (1968 год, Лондонский Королевский балет), Михаила Барышникова (1976 год, Американский театр балета).

Таким образом, за годы своего существования «Щелкунчик» пережил, пожалуй, рекордное число интерпретаций. В русской театральной традиции он воспринимался как оптимистическая детская сказка, а философский подтекст был скрыт под пышностью и красотой сценического оформления. Балетмейстеры всего мира и сегодня продолжают обращаться к этому произведению, находя новые нюансы в его сюжете и музыкальной драматургии.

На куйбышевской сцене «Щелкунчика» впервые поставила Наталья Данилова в 1947 году и возобновила свою постановку в 1959 году. Беря за основу традиционные и новые сценические редакции классических балетов, Данилова умело выявляла в них исполнительские возможности труппы. Поставленные ею балеты, в числе которых и не сходивший долгие годы со сцены «Щелкунчик», имели успех у публики. Они предъявляли к исполнителям-солистам и кордебалету очень жесткие требования, которые не всегда были по плечу немногочисленной по составу и недостаточно ровной по выучке труппе театра той поры. Тем не менее в «Щелкунчике» всегда было немало замечательных исполнителей. До сих пор перед глазами дуэт Людмилы Статкевич – Маши и совсем юного Виктора Сергеева – Щелкунчика, буквально излучавший переполнявшее их героев ощущение радости жизни.

С 1978 года более чем на три десятилетия одним из знаковых для куйбышевской труппы становится «Щелкунчик» Игоря Чернышева. Идея этого спектакля - противоборство добра и зла. Новаторство Чернышева-хореографа заключалось в том, что в сказочно-прекрасном, традиционно светлом и праздничном балете он расслышал подлинный драматизм, сочинив свою авторскую версию спектакля, приближенную к гофмановскому первоисточнику. В ней чистый мир детских грез противопоставляется холодному, полному фальши и порождающему зло миру взрослых.

Эта постановка – одна из самых оригинальных и глубоких в истории сценической интерпретации балета «Щелкунчик». Для своего времени это была почти авангардная, очень смелая работа. Впервые она была осуществлена Чернышевым в 1969 году на сцене Одесского оперного театра. Чернышев, а затем Григорович были первыми балетмейстерами, которые обошлись в «Щелкунчике» без детей, отдав все партии взрослым танцовщикам, что было их подлинным открытием.

Дирижером-постановщиком «Щелкунчика» 1978 года был народный артист России Геннадий Проваторов, добившийся высочайшего музыкального уровня премьерных спектаклей. Талантливы были и первые исполнители ведущих партий Людмила Синцова – Маша и Геннадий Акаченок – Щелкунчик. За долгую сценическую жизнь в этом спектакле перетанцевали все ведущие солисты труппы, в числе которых заслуженные артисты России Валентина Пономаренко, Ольга Гимадеева, Наталья Шикарева, Владимир Тимофеев, Михаил Козловский, артист Игорь Остапенко.

Предложенная Чернышевым концепция «Щелкунчика» не всеми воспринималась однозначно. Кому-то она казалась излишне драматизированной. Но кредо мастера, его смелая попытка уйти от сложившихся стереотипов заслужили бесспорное признание. Вот мнение о чернышевской концепции, выдающегося танцовщика и хореографа, народного артиста СССР Владимира Васильева: «Конечно, и в «Щелкунчике» можно сделать акцент на трагическом. Важно убедить, зажечь своим замыслом исполнителей. Но жалко, если «Щелкунчик» перестает быть сказкой. Ведь в основе своей это удивительно светлая и чистая сказка для всех возрастов. А трагическое в ней преломляется сквозь восприятие ребенка. Знаете, когда ребенок кем-то обижен или, наоборот, от чего-то в восторге, у него на глазах слезы. Вот это, думаю, и есть Чайковский в «Щелкунчике». Лично я не стал бы на этом материале делать взрослый, подчеркнуто трагический спектакль. Но, повторяю, в искусстве возможно все, важно как это сделано».

Спектакль Чернышева держался в репертуаре театра более трех десятилетий – до 2011 года. Он был показан более пятисот раз и всегда являлся одним из знаковых спектаклей куйбышевской-самарской балетной труппы, ее визитной карточкой. «Щелкунчик» неизменно присутствовал в гастрольных афишах театра. Его показывали на сцене Большого театра в Москве, в Ленинграде, в Болгарии, Испании и Германии. В 2005 году самарский «Щелкунчик» был в афише организованного выдающимся хореографом и танцовщиком, в то время главным балетмейстером нашего театра Никитой Долгушиным первого международного рождественского фестиваля «Щелкунчик», посвященного 165-летию со дня рождения Чайковского. Фестивальный показ самарского «Щелкунчика» прошел с большим успехом. Ведущие партии в нем исполнили заслуженная артистка России Марина Дворянчикова – Маша и Алексей Турдиев – Щелкунчик. «Щелкунчик» - единственный остававшийся к 2005 году в репертуаре Самарского театра спектакль Чернышева – с честью выдержал испытание временем. На нем побывали четыре поколения зрителей нашего города. Спектакль прекрасно сохранялся благодаря трепетному отношению опытных репетиторов, в числе которых Валентина Пономаренко, и талантливым исполнителям, которые умели слушать и воплощать на сцене очень непростую хореографию.

В 2011 взамен «Щелкунчика» Игоря Чернышева в театре появилась другая версия этого балета, предложенная Кириллом Шморгонером. Запомнились слова, сказанные Шморгонером вскоре после вступления в должность главного балетмейстера самарского театра: «По моему мнению, этот спектакль («Щелкунчик» Игоря Чернышева – В.И.) спорный и интересный. Когда очень давно посмотрел его по телевизору, он мне не понравился. Никак. А вот живой спектакль – совершенно другое дело, в нем есть решение, изюминка, и он должен жить: это серьезное взрослое представление, не похожее на рождественскую сказку. Но театру нужен и традиционный «Щелкунчик» – гастрольный вариант».

В конечном счете победил именно «гастрольный вариант», присутствующий в репертуаре театра по сей день (дирижер-постановщик нового «Щелкунчика» – Александр Анисимов, автор сценографии и костюмов – москвичка Мария Вольская. Шморгонер по существу пересказал предложенное Петипа либретто «Щелкунчика», использовав для этого арсенал стандартных хореографических средств. В целом новый «Щелкунчик» решен в мажорном, светлом ключе, чему способствуют и идущие на изумительной музыке и четко исполняемые кордебалетом вальсы. И хотя в этом сказочном сценическом действии все-таки недостает внутренней взволнованности и подлинных эмоциональных взлетов, которые были в чернышевской версии 1978 года, «Щелкунчик» создает в зрительном зале приподнятую атмосферу, особенно в праздничные новогодние и рождественские дни. В балете заняты ведущие солисты театра: Ксения Овчинникова, Вероника Землякова, Диана Гимадеева, Марина Накадзима – Маша, Кирилл Софронов, Нурлан Кинербаев, Дмитрий Пономарёв, Сергей Гаген – Принц, Михаил Зиновьев, Тимур Загидуллин – Дроссельмейер. Дирижёры – Евгений Хохлов и Борис Бенкогенов.

Валерий Иванов

Фото из архива театра

21.12.2017
Политика обработки данных
Наверх