Закрыть поиск

«Медведь» - синтез оперного и драматического спектаклей, с неповторимым чеховским юмором". Татьяна Гайворонская о премьере комической оперы

Антона Павловича Чехова можно по праву назвать одним из самых любимых режиссерами писателей. Постановки по его пьесам и рассказам есть в любом драматическом театре. Вот теперь Чехов приходит и в оперный театр – в конце 84-го театрального сезона на Малой сцене состоялась премьера комической оперы «Медведь» по одноименной пьесе-шутке А.П. Чехова. В новом сезоне спектакль состоится 16 сентября.  Об опере рассказывает солистка театра, исполнительница партии вдовушки Поповой Татьяна Гайворонская:
 
- «Медведь» - это неповторимый чеховский юмор, тонкое умение наблюдать, подмечать особенности характеров и на удивление злободневный сюжет, несмотря на то, что действие происходит в конце XIX века. 
 
В биографии Чехова есть очень любопытный эпизод. Его родители занимались торговлей, у них была лавка, и, когда дела пошли на спад, семья вынуждена была спешно покинуть город, спасаясь от кредиторов. При этом бросать дом им было жалко, и они оставили там своего несовершеннолетнего сына, гимназиста Антошу – стребовать с него деньги было по закону невозможно, а присматривать за домом он мог. Чехов, чтобы прокормить себя, начал писать статьи в газеты, и делал это весьма успешно. Вслед за статьями он стал писать рассказы, и получал за них гонорар, на который и жил. Так у нас в России появился великий писатель. 
 
Я сама жила в Таганроге, когда училась в музыкальном училище, а позже работала в камерном хоре «Лик», с которым мы ставили чеховские спектакли в драматическом театре имени А.П. Чехова. Таганрог – уникальный город, который всегда притягивал к себе внимание… Ведь он еще Петром I задумывался как столица России. Этому помешала только близость турков, которые захватили бы строящийся флот, а с ним и новую столицу. 
 
С Таганрогом связано много имён, знаковых для русской культуры – Александр Сергеевич Пушкин, Петр Ильич Чайковский… И вот в этом городе явился еще один, свой доморощенный гений – Антон Павлович Чехов…Множество написанных им историй основаны на тех наблюдениях, которые писатель сделал здесь, в Таганроге. И если идти по улице Чехова, можно увидеть массу мемориальных досок – почти в каждом из них жил прототип какого-нибудь из героев произведений писателя. Очень радостно, что все эти вещи так бережно сохраняются, что там жив дух купеческого городка – такого, каким он был во времена Чехова. 
 
Поэтому когда мне предложили спеть Попову в «Медведе», я очень обрадовалась, потому что была уверена, что это прекрасная вещь, даже еще не видя ноты. Тем более работая с такими партнерами, как Андрей Антонов и Анатолий Невдах. С удовольствием смотрела по этой пьесе старый фильм с Жаровым и Андровской… Искромётный, великолепный актерский дуэт. Этот фильм хорош еще тем, что в нем удалось передать атмосферу «узкого круга», интимно-личной ситуации. Ведь дамы того времени до брака не могли себе позволить знакомств с молодыми людьми. Это в какой-то степени сохраняло целомудрие в их поведении, во взглядах на жизнь, создавало представление о женщине как хранительнице домашнего очага. И моя героиня Попова замуж-то выйти успела, и даже стала хозяйкой дома. Но что такое брак, она по сути понять не успела.

Кстати, в отличие от фильма и традиционных драматических постановок, наш персонаж Лука предстанет в новом образе. По версии режиссера нашего спектакля, Михаила Александровича Панджавидзе, Лука – равноправный герой произведения.
 
Из биографии героини, которую предложил нам режиссер спектакля, известно, что она – не дворянского происхождения, однако из состоятельной семьи, с хорошим приданным, – она владелица конюшен. Муж ее был бедным дворянином, и у них возник альянс, поскольку Николай Михайлович Попов был кавалеристом, и конюшни его весьма интересовали. При этом он предстаёт отчаянным гулякой, скрывавшим свои романы от жены. Только спустя семь месяцев после его смерти, она находит шкатулку с письмами его любовниц – с этого и начинается опера. А деньги на любовниц, как выясняется, он брал у всех своих друзей. И когда Смирнов приходит взыскать долг и говорит о тысяче двухста рублях, потраченных, якобы, на овёс, мы прекрасно понимаем весь комизм ситуации – ведь это громадная сумма. 
 
А Лука – бывший денщик Николая Попова, оставшийся в доме после смерти хозяина, не выгонять же его на улицу? В нашем спектакле это не старик, а молодой человек. Он и сам не прочь положить глаз на барыньку с ее состоянием. И как денщик он не мог не знать о многочисленных романах своего хозяина. У меня даже есть такое ощущение, что Лука мог сам натолкнуть хозяйку на эту коробку с письмами, чтобы она поскорее сняла свой траур и начала выходить в свет. 
 
Григорий Степанович Смирнов – приятель мужа Поповой – не сильно удачлив и в личной жизни, и в бизнесе. Он уже объехал всех своих должников, никто не вернул ему денег, и Попова – его последняя надежда… Как и всегда у Чехова, финал будет неожиданным… И отдельно мне бы хотелось сказать о том, что музыка в этом спектакле, написанная современным композитором Сергеем Кортесом – достаточно живописна, чтобы подчеркнуть гротеск ситуации, и носит иллюстративный характер, дополняющий образы. В этом смысле спектакль выглядит как драматический с музыкальным сопровождением. Здесь очень много драматических актерских задач и такое концентрированное действие, что зрители будут заняты происходящим на сцене, несмотря на непростую музыку. Поэтому для тех, кто еще никогда не был у нас в оперном театре и любит драму, «Медведь» – как раз хороший вариант для знакомства с нами. И я с удовольствием всех приглашаю на спектакль! Тем более, что за дирижерским пультом будет маэстро Александр Анисимов, именно ему Сергей Кортес посвятил свою оперу.

К другим новостям по темам: "Татьяна Гайворонская", "Медведь", "премьера", "опера", "Михаил Панджавидзе", "Александр Анисимов"

5.06.2015
Политика обработки данных
Наверх