Закрыть поиск

Премьера! Опера "Снегурочка". Интервью с Татьяной Гайворонской об образе Купавы и мифологическом подтексте "весенней сказки"

Солистка оперы, лауреат губернской премии "Самарская театральная муза 2014" Татьяна Гайворонская отвечает на наши вопросы об опере "Снегурочка":

- Что для вас важно в работе над образом Купавы?

- Это хороший вопрос. Начну издалека. Римский-Корсаков очень преуспел в том, чтобы показать действительность аллегорично, в форме опер-сказок… Но, как говорится, сказка ложь, да в ней намек. И в исходном материале это не такие уж и сказки, если обратиться к более древним эпосам. В постановке нашей «Снегурочки» я увидела, что фактически эта история – миф о начале цивилизации. Мороз и Весна – это не просто силы природы… Они сродни Зарастро и Царице Ночи в «Волшебной флейте»: Мороз – это некое замороженное состояние жизни, его дочь Снегурочка – уже более очеловеченное состояние, Весна же у меня ассоциируется с самой Землей, с планетой… 
 
Не секрет, что человеческая цивилизация началась с севера, с острова Гренландия, обратите внимание, как похожи эпосы всех северных народов – и такой же документ есть в русских летописях. В данном случае эта сказка – один из ярких документов начала цивилизации… То есть, был некий народ… У них был царь-жрец… Это и есть наше «сказочное» царство берендеев. Им противопоставлен другой, чужой мир – род Мизгирей. Берендеи напоминают наивных «людей божьих», они простые труженики с открытой душой, занимающиеся ремеслами. 
 
Как этому роду удалось выжить? У него есть определенные моральные законы. Это проявляется в сцене суда над Мизгирем… И вот, этот народ отдает в чужой род замуж свою самую лучшую девушку – Купаву. Получается, что путем этого брака могли породниться, по сути, две больших семьи.
 
У Мизгиря в роду совсем другие правила жизни, уклад и законы. Есть в опере связанный с ним мотив вседозволенности…
 
- Он может всё купить…

- И не только купить! Он вообще может делать всё, что захочет, говорить, что хочет, вести себя, как хочет. И все это проявляется очень ярко в тот момент, когда появляется Снегурочка… 
 
Кстати, интересно, почему она появилась у берендеев – а не у мизгирей? По сюжету, она сама выбирает именно род берендеев. Если обратиться к мифологическому подтексту, события оперы – это своего рода последствия ледникового периода, после которого выжила какая-то группа людей, потому что у них были моральные принципы. Но вместе с ними выжили и такие люди, которые любят торговать и пользоваться чужими плодами жизни и творчества… И, казалось бы, чем это не момент для объединения, чтобы собрать лучшие качества и навыки тех и других? Так и вышло бы, если бы Мизгирь женился на Купаве…
 
Но вседозволенность Мизгиря ломает представления берендеев о жизни. И, тем не менее, царь активно удерживает моральную позицию: «Достойна смертной казни вина его; но в нашем уложенье кровавых нет законов». И ведь именно к царю весь род посылает обманутую девушку: «Проси царя, Купава!» То есть, по сути, царство берендеев – некое «белое» царство. Оно полуледяное, полу-жизнеспособное, но оно – чистое. 
 
Купава до появления в слободке Снегурочки абсолютно счастлива, и, как самый эмоциональный персонаж, она излучает большой энергетический поток. Этим счастьем она готова поделиться со всеми, в своем чувстве она совершенно искренна и открыта – и это понятно: все богатство своей души, богатство своего рода она отдает единственному, любимому человеку. Она неопытна в проявлении своих чувств, – чем Мизгирь ее потом и укоряет: что она любила его не так, как у него в роду принято – «без оглядки», оставила ради него родных, подруг … Она не «опускала глаза», отдавала ему себя без остатка, обрушивая на него свою огромную любовь. А ему такая открытость не нужна. Тогда какая же любовь нужна Мизгирю? А ему нужна такая, на которую он сможет воздействовать, фактически, насилием. Что мы и видим потом в отношении его к Снегурочке.
 
Так что всю многогранность палитры чувств Купавы Мизгирь неспособен ни понять, ни оценить. Его род заточен на получение сиюминутной выгоды, а род берендеев – на стратегическое выживание. Берендеи – дети Солнца, и все, что в них заложено – красота, чистота, любовь – было на какое-то время «заморожено»: Солнце наблюдало, достойно ли это племя выживания, процветания и дальнейшего развития. 
 
Когда Мизгирь оскорбляет Купаву, она от боли на мгновение теряет рассудок: от полюса любви ее отбрасывает на противоположный – полюс ненависти… Она же фактически шлет на Мизгиря проклятие!  И, осознав, какие слова сорвались с ее губ, она пытается покончить с собой. Ее персонажная линия по сути говорит нам о том, что, полюбив не того человека, женская душа может не просто пострадать – она может умереть. А такому человеку, как Мизгирь, это абсолютно всё равно. То есть зло и смерть – в роде Мизгиревом. Потому что в нем нет духовности.
 
Снегурочка же в этой опере выступает во многом как сторонний наблюдатель – она хочет набраться человеческих эмоций, и она просит у Весны любви, понимая, что это – самое ценное… Потому что, несмотря на то, что Снегурочка – «холодная дочь Мороза», – она  существо более жизнеспособное, чем Мизгирь. Любовь не может быть насилием, любить насильника нельзя, это вырождение – и в этом причина смерти Снегурочки в финале.

31.03.2015

К другим новостям по темам: "Татьяна Гайворонская", "Снегурочка", "премьера"
Политика обработки данных
Наверх