Закрыть поиск

Новое явление старого балета

 Тщетная предосторожность на сцене Самарского театра

«Тщетная предосторожность» – один из старейших дошедших до нашего времени балетов. Впервые он был представлен публике в Бордо в 1789 году. Тогда комический балет о том, как состоятельная фермерша собиралась выдать дочь за богатого дурачка, а девушке повезло выйти замуж за бедного, но любимого – казался новаторским. Героями в нем впервые стали не феи или божества античных мифов, а реальные люди, причем из низших сословий. Жана Доберваля – балетмейстера, автора спектакля, - называли балетным Бомарше, отмечая его склонность к реалистическому сюжету и комическим эффектам. С тех пор спектакль, множась в различных вариантах, не сходит со сцен театров мира.

 
Марцелина - Владимир Шачнев, Лиза - Екатерина Первушина, солисты и артисты балета

Конечно, тот вариант, который мы знаем сейчас под названием «Тщетная предосторожность», мало чего общего имеет с первым французским спектаклем. До нас не дошли ни его музыка, ни хореография. За более чем 200 летнюю историю балета в нем использовалась музыка разных композиторов – Луи Герольда, Петера Гертеля, а то и вовсе сборный вариант, включавший произведения нескольких авторов. На афишах стояли имена разных балетмейстеров – от П. Тальони и М. Петипа до Л. Иванова А. Горского. Даже в том, что касается названия, – сплошной простор для фантазии: «От худа до добра один шаг», «Худо сбереженная дочь», «Бесполезная предосторожность», «Обманутая старуха», «Лиза и Колен», «Любовники, застигнутые врасплох», «Деревенская свадьба» и даже – «Балет о соломе»! Неизменным оставался лишь сюжет, хотя и обраставший некоторыми видоизменениями и подробностями, но всегда приводящий к кульминации – воссоединению молодых влюбленных.

В России балет, закрепившийся в названии «Тщетная предосторожность», чрезвычайно полюбился и практически никогда не исчезал из репертуара. Роль главной героини с успехом исполняли лучшие балерины – Фанни Эльсер, Антонина Истомина, Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Ольга Лепешинская, Марина Семенова.
 
 
Марцелина - Владимир Шачнев, Лиза - Екатерина Первушина, Колен - Виктор Мулыгин, Мишо - Сергей Прохоров,
Никез - Алексей Савин, солисты и артисты балета

В Самарском театре этот балет также ставился неоднократно. В 1935 году на афише «Тщетной предосторожности» стояли имена А.Р. Томского – балетмейстера-постановщика и исполнителя партии Колена, дирижера Н.А. Шкаровского, художника И. Левина; в партии Лизы выступала Т.Д. Кутасова. В 1948 году к этому балету обратилась главный балетмейстер театра Н.В. Данилова, создавшая спектакль в творческом союзе с художником В.В. Робергом и дирижером В.С. Тимофеевым. Главные партии танцевали Ф.Л. Череховская и Д.К. Кирсанов, в роли Никеза выступал только пришедший в театр В.М. Григорьев. Спектакль, созданный на самарской сцене в 1971 году балетмейстером Р. Вагабовым, дирижером А. Волковым и художником Н. Котовым, выглядел как стилизация. Основу хореографии составили французские танцы XVIII века, движения и позы которых были органично вплетены в классическую ткань спектакля. Роли главных героев исполняли премьеры труппы С. Россет и В. Сергеев; новые грани таланта раскрыли при исполнении характерных ролей Г. Акаченок – Никез и В. Тимофеев – Марцелина.

И вот, наконец, еще одна премьера. Постановщикам спектакля – главному балетмейстеру театра К. Шморгонеру, дирижеру В. Куликову и художнику Н. Хохловой удалось создать яркий, светлый, легко-ироничный балет. Органичная танцевальная пластика, раскрепощенность и азартность Е. Первушиной В. Мулыгина покорили публику. Роль Лизы – лукаво-женственной и обаятельно-простодушной – как нельзя лучше подходит исполнительнице. В ее движениях и изящество линий, и грациозность, а все перемены настроения г
Колен - Виктор Мулыгин
ероини балерина передает не только с помощью пантомимы, но и благодаря богатой мимике. А обаятельная, игривая улыбка уже стала «фирменным знаком» молодой солистки. Безукоризненно мастерство В. Мулыгина, с легкостью справляющегося с техническими сложностями партии. Его Колен – не грубый крестьянский парень, а веселый и умный, искренне влюбленный в Лизу. Разные стороны характера своего героя исполнитель раскрывает в поэтичном дуэте с лентой и виртуозном стремительном сольном танце.

Балет смотрится живо и реалистично благодаря прекрасным профессионалам, исполнителям партий комических персонажей – мамаши Марцелины и недоросля Никеза (Алексей Савин). Роль строгой и домовитой фермерши на премьере исполнил Владимир Шачнев. Его нарочито грубоватые движения и утрированная жестикуляция, комичное кокетство создали ту атмосферу легкой иронии, в которой развивается и крепнет лирическое чувство главных героев. Партию неудачливого жениха балетмейстер насытил буффонадными элементами: Никез то принимается скакать на зонтике как на детской лошадке, то начинает играть в чехарду, а то, пытаясь продемонстрировать какое-то замысловатое танцевальное движение, просто растягивается на полу. Создание эффекта легкости и импровизационности исполнения этих «трюков» требует от артиста собранности и четкости, выверенности каждого движения и жеста.

Сольные танцы и пантомимные эпизоды чередуются с массовыми сценами, среди которых запоминается танец крестьян с серпами.

Декорации спектакля функциональны и выразительны. Как несколько штрихов добавляет в картину гениальный мастер – и она словно оживает, рождая живописный шедевр, вызывая отклик в сердцах зрителей. Так театральный художник акцентирует наше внимание на нескольких элементах, с целью направить восприятие в нужное русло. Вот кошка сидит на полке в доме Марцелины – значит здесь уютно и тепло; солома под крышей собрана в пучки и украшена яркими цветами – наверняка хозяева домовиты и аккуратны. Очень красивы декорации, изображающие летний пейзаж – поле подсолнечника, залитое ярким солнечным светом. И внезапным контрастом этой светлой картине становится сцена грозы. Неожиданно наползает на небо темная туча, начинается дождь, сверкают молнии. Поднятый в воздух порывом ветра, пролетает на зонтике Никез… Легкая, прозрачная, дансантная музыка П. Гертеля в некоторых эпизодах становится звукоизобразительной, в других достигает по-настоящему глубокой лирики и насыщается мелодической выразительностью. Дирижер В. Куликов умело ведет спектакль, создавая то объемное оркестровое звучание, то лишь «аккомпанирует» танцу солистов. Действие развивается динамично и спектакль смотрится на едином дыхании.

Милый и забавный, этот старый балет и сегодня остается актуальным, ведь настоящая и искренняя любовь является ценностью во все времена.
Анна Зал, 
фото Олега Каменских 
Политика обработки данных
Наверх