Закрыть поиск

Михаил Гужов - о Борисе Годунове

 Приглашенный солист Самарского академического театра оперы и балета, заслуженный артист России Михаил Гужов уже не в первый раз в Самаре, доводилось прежде петь на самарской сцене и партию Бориса Годунова в одноименной опере М.Мусоргского.

Мы попросили Михаила Гужова немного рассказать о своем видении этого персонажа одной из самых известных и самых сложных русских опер.


- Роль Годунова – очень сложная и очень интересная с точки зрения поиска каких-то красок, нюансов, со временем это только усиливается, чем больше поешь эту роль, тем глубже в нее вживаешься… Борис Годунов – непростой персонаж, и в истории тоже. В свое время он как историческая личность многое сделал для государства, посылал бояр учиться за границу, строил города на рубежах России, укрепляя их. Он централизовал в Москве мощь и единство государства, сделал много хорошего… В то же время он прорубал себе путь к власти. Он умный и хитрый политик, очень умело прочищал дорогу наверх…. Он изначально не имел никакого титула, был у Ивана Грозного кравчим, оруженосцем, и в дальнейшем помимо всего прочего женился на дочери Малюты Скуратова. Он очень неоднозначная фигура того времени, и эта двойственность присутствует в образе Годунова в опере.
Монолог в сцене с сыном – «Достиг я высшей власти» - очень искренний, потому что он здесь отец, с кем еще он может поделиться, как не с детьми? Здесь он проявляет свою человеческую сторону, жалуется сыну на то, что все делает для народа, а в ответ получает упреки и шишки. 
Момент с устранением Димитрия как претендента на престол тоже сложный, спорный.  И все эти сложности тоже нужно учитывать в исполнении образа. Совершено преступление, и потом Шуйский пытается уязвить Бориса, постоянно доводит его до кипения, но тоже, с другой стороны, Борис - человек, который много сделал для российского государства. Прожить именно такую роль – достаточно непросто. 
К тому же, играет роль возраст. Я чувствую себя моложе, чем мой персонаж, тогда люди старели раньше… Ну сколько лет Борису? Около сорока. Для нашего времени это еще молодой человек. А для того времени он уже зрелый. Это тоже добавляет образу неоднозначности. И каждый раз, когда ты его поешь, нужно его понимать. Есть певцы, которые пытаются такие роли петь, когда им и тридцати еще не исполнилось… я считаю, что это неправильно. Вспомним историю наших великих певцов – Пирогов, Рейзен, Михайлов, Козлов, Лемешев… Все они начинали  свою творческую деятельность после 33-35 лет. Потому что голос формируется только после тридцати. Одно дело – тренировки, совершенствование – и другое дело вжиться в образ, почувствовать его. Здесь без такого фактора, как время, не обойтись. Нужно время, чтобы глубже вникнуть в сущность своего персонажа и суметь его прочувствовать.

К другим новостям по теме: "Борис Годунов"
 
Политика обработки данных
Наверх