Закрыть поиск

Концерт Александра Болдачева (арфа) и музыкантов оркестра Самарского академического театра оперы и балета



Александр Болдачёв (арфа)

Окончил Цюрихскую академию искусств по классу арфы, дирижирования и композиции. Является эксклюзивным артистом итальянского арфового дома Salvi Harps. Сотрудничает с прославленными фестивалями и институциями, от Большого театра России и Гоголь-центра до Burning Man. Александр Болдачев успешно совмещает мировую карьеру исполнителя с просветительской и продюсерской деятельностью, являясь сегодня одним из главных амбассадоров арфового искусства. Дает мастер-классы в ведущих музыкальных ВУЗах мира.
За 25 лет творческой деятельности Александр зарекомендовал себя как исполнитель с огромным репертуаром, композитор и аранжировщик более 200 произведений для арфы, мультиформатный музыкант и дирижер.
В 2019 году учредил первый Фестиваль Арфы в Цюрихе, в котором приняли участие российские и швейцарские музыканты. Инициировал Всемирный День Арфы (20 октября 2020 года), который объединил более 100 арфистов из 50 стран на одной онлайн-площадке.
Выступает в таких залах, как Carnegie Hall (Нью-Йорк), Salle Gaveau (Париже), Musikverein (Вена), Большой зал филармонии в Санкт-Петербурге, как с сольными концертами, так и с европейскими и российскими оркестрами.
Лауреат более десятка международных конкурсов, в том числе композиторских; обладатель премий «Британские блестящие дарования», Aoyama Music в Киото и ProEuropa в Австрии за высокие достижения в области культуры. Обладатель телевизионной награды Prix Walo в Швейцарии.

В программе:
Клод Дебюсси (1862-1918)
Соната для арфы, альта и флейты (1915, L 137)
Андре Жоливе (1905-1974)
Сюита для флейты, альта и арфы (1941)
Джон Кейдж (1912-1992)
В пейзаже (1948)
Александр Мосолов (1900-1973)
Танцевальная сюита (1934, op. 40)
Пауль Хиндемит (1895-1963)
Соната для арфы (1939, IPH 52)
Нино Рота (1911-1979)
Сарабанда и токката (1945)
Мечислав Вайнберг
Трио для флейты, альта и арфы (1979, op. 127) 

Совместное звучание в одном ансамбле флейты и арфы – традиция, уходящая корнями в античность. Флейта, инструмент козлоногого бога Пана и сатира Марсия, – один из символов дионисийского начала, а арфа, или ее непосредственный предок кифара, – аксессуар Аполлона, символ небесной гармонии. Оба инструмента, согласно мифологии, были изобретены Гермесом, а их сочетание представляет гармонию неба и земли, чувственного и возвышенного, мужского и женского. В XVIII веке флейта и арфа – инструменты аристократов, прусский король-флейтист Фридрих II вошел в историю не только как блестящий государственный деятель, но и как талантливый композитор. Арфа была в почете и среди английских королей, и среди русских цариц. Для «высокородных дилетантов» – французского герцога де Гин и его дочери Марии-Луизы-Филиппины – Моцарт сочинил концерт для флейты и арфы.

Клод Дебюсси, задумавший на излете своей жизни цикл из шести камерных сонат, к флейте и арфе добавил альт – любимый романтиками за его характерный чуть тускловатый тембр, подходящий для передачи философских размышлений. Созданная Дебюсси осенью 1915 года, за два с половиной года до кончины, Соната для флейты, арфы и альта в трех частях (Пастораль, Интерлюдия и Финал) – признание в любви «галантному веку» и одновременно открытие новых горизонтов в гармонии, драматургии и форме.

В XX веке к подобному составу не единожды обращались композиторы самых разных стран и традиций. Чаще всего подобное тембровое сочетание ассоциировалось со стариной и архаикой и было востребовано в театральной музыке. Так, соотечественник Дебюсси Андре Жоливе, в 1941 году взявшись за сочинение музыки к комедии Лопе де Вега «Любить, не зная кого» (Aimer sans savoir qui), пишет пять небольших пьес для флейты, арфы и альта, прозвучавшие как единая сюита на Парижском радио в 1943 году. Первая часть изображает по замыслу композитора мечты молодой женщины теплым весенним вечером, вторая часть – звуки окружающей природы, третья – побег влюбленных, четвертая – нежное признание, а финал – ирония слуги, наблюдающего за приключениями господ.

Трио для флейты, альта и арфы Мечислава Вайнберга – пример другой концепции. Вместо театральности в нем господствует философская созерцательность. Отстраненные, чуть стеклянные звуки арфы противопоставлены мелодическим линиям у флейты и альта, выступающих в данном случае как дуэт согласия.

Пьеса Джона Кейджа «В пейзаже» (In a Landscape) для фортепиано или арфы посвящена танцовщице Луизе Липпольд и создавалась специально для ее хореографического номера. Произведение строится на простых созвучиях, гаммах и трезвучиях, своим медитативным содержанием напоминая музыку Эрика Сати.

Театральность также присуща представленным на концерте сочинениям советского композитора Александра Мосолова и итальянца Нино Роты, созданным примерно в одно время. Начинавший как авангардист, экспериментировавший с разными новаторскими техниками и тембрами, после разгромной критики Мосолов изменил свой стиль, обратившись к традиционным жанрам и формам. Танцевальная сюита, включившая в себя менуэт, гавот, вальс, польку и галоп, сочинена в 1947 году для выдающейся советской арфистки Веры Дуловой. Сарабанда и токката Нино Роты были написаны в 1945 году, на заре его работы в кинематографе. Спустя два года Нино Рота напишет для арфы с оркестром концерт, посвятив его итальянской исполнительнице Клелии Гатти Альдрованди. А несколькими годами ранее знакомство с этой же арфисткой побудит немца Пауля Хиндемита написать сольную сонату для арфы. Его трехчастный цикл завершается медленным финалом, к которому помещен эпиграф из поэмы «Наказ» немецкого поэта XVIII века Людвига Кристофа Хейнриха Хелти:
Друзья, повесьте после моей смерти
Маленькую арфу позади алтаря,
Туда, где на стене сверкают
надгробные венки усопших дев.



В концерте принимают участие музыканты оркестра САТОБ Ангелина Кокорева (флейта) и Александра Ерёмина (альт). 


Жанр: Концертная программа
Название: Концерт Александра Болдачева (арфа) и музыкантов оркестра Самарского академического театра оперы и балета
Возраст: 12+


Александр Болдачёв (арфа)

Окончил Цюрихскую академию искусств по классу арфы, дирижирования и композиции. Является эксклюзивным артистом итальянского арфового дома Salvi Harps. Сотрудничает с прославленными фестивалями и институциями, от Большого театра России и Гоголь-центра до Burning Man. Александр Болдачев успешно совмещает мировую карьеру исполнителя с просветительской и продюсерской деятельностью, являясь сегодня одним из главных амбассадоров арфового искусства. Дает мастер-классы в ведущих музыкальных ВУЗах мира.
За 25 лет творческой деятельности Александр зарекомендовал себя как исполнитель с огромным репертуаром, композитор и аранжировщик более 200 произведений для арфы, мультиформатный музыкант и дирижер.
В 2019 году учредил первый Фестиваль Арфы в Цюрихе, в котором приняли участие российские и швейцарские музыканты. Инициировал Всемирный День Арфы (20 октября 2020 года), который объединил более 100 арфистов из 50 стран на одной онлайн-площадке.
Выступает в таких залах, как Carnegie Hall (Нью-Йорк), Salle Gaveau (Париже), Musikverein (Вена), Большой зал филармонии в Санкт-Петербурге, как с сольными концертами, так и с европейскими и российскими оркестрами.
Лауреат более десятка международных конкурсов, в том числе композиторских; обладатель премий «Британские блестящие дарования», Aoyama Music в Киото и ProEuropa в Австрии за высокие достижения в области культуры. Обладатель телевизионной награды Prix Walo в Швейцарии.

В программе:
Клод Дебюсси (1862-1918)
Соната для арфы, альта и флейты (1915, L 137)
Андре Жоливе (1905-1974)
Сюита для флейты, альта и арфы (1941)
Джон Кейдж (1912-1992)
В пейзаже (1948)
Александр Мосолов (1900-1973)
Танцевальная сюита (1934, op. 40)
Пауль Хиндемит (1895-1963)
Соната для арфы (1939, IPH 52)
Нино Рота (1911-1979)
Сарабанда и токката (1945)
Мечислав Вайнберг
Трио для флейты, альта и арфы (1979, op. 127) 

Совместное звучание в одном ансамбле флейты и арфы – традиция, уходящая корнями в античность. Флейта, инструмент козлоногого бога Пана и сатира Марсия, – один из символов дионисийского начала, а арфа, или ее непосредственный предок кифара, – аксессуар Аполлона, символ небесной гармонии. Оба инструмента, согласно мифологии, были изобретены Гермесом, а их сочетание представляет гармонию неба и земли, чувственного и возвышенного, мужского и женского. В XVIII веке флейта и арфа – инструменты аристократов, прусский король-флейтист Фридрих II вошел в историю не только как блестящий государственный деятель, но и как талантливый композитор. Арфа была в почете и среди английских королей, и среди русских цариц. Для «высокородных дилетантов» – французского герцога де Гин и его дочери Марии-Луизы-Филиппины – Моцарт сочинил концерт для флейты и арфы.

Клод Дебюсси, задумавший на излете своей жизни цикл из шести камерных сонат, к флейте и арфе добавил альт – любимый романтиками за его характерный чуть тускловатый тембр, подходящий для передачи философских размышлений. Созданная Дебюсси осенью 1915 года, за два с половиной года до кончины, Соната для флейты, арфы и альта в трех частях (Пастораль, Интерлюдия и Финал) – признание в любви «галантному веку» и одновременно открытие новых горизонтов в гармонии, драматургии и форме.

В XX веке к подобному составу не единожды обращались композиторы самых разных стран и традиций. Чаще всего подобное тембровое сочетание ассоциировалось со стариной и архаикой и было востребовано в театральной музыке. Так, соотечественник Дебюсси Андре Жоливе, в 1941 году взявшись за сочинение музыки к комедии Лопе де Вега «Любить, не зная кого» (Aimer sans savoir qui), пишет пять небольших пьес для флейты, арфы и альта, прозвучавшие как единая сюита на Парижском радио в 1943 году. Первая часть изображает по замыслу композитора мечты молодой женщины теплым весенним вечером, вторая часть – звуки окружающей природы, третья – побег влюбленных, четвертая – нежное признание, а финал – ирония слуги, наблюдающего за приключениями господ.

Трио для флейты, альта и арфы Мечислава Вайнберга – пример другой концепции. Вместо театральности в нем господствует философская созерцательность. Отстраненные, чуть стеклянные звуки арфы противопоставлены мелодическим линиям у флейты и альта, выступающих в данном случае как дуэт согласия.

Пьеса Джона Кейджа «В пейзаже» (In a Landscape) для фортепиано или арфы посвящена танцовщице Луизе Липпольд и создавалась специально для ее хореографического номера. Произведение строится на простых созвучиях, гаммах и трезвучиях, своим медитативным содержанием напоминая музыку Эрика Сати.

Театральность также присуща представленным на концерте сочинениям советского композитора Александра Мосолова и итальянца Нино Роты, созданным примерно в одно время. Начинавший как авангардист, экспериментировавший с разными новаторскими техниками и тембрами, после разгромной критики Мосолов изменил свой стиль, обратившись к традиционным жанрам и формам. Танцевальная сюита, включившая в себя менуэт, гавот, вальс, польку и галоп, сочинена в 1947 году для выдающейся советской арфистки Веры Дуловой. Сарабанда и токката Нино Роты были написаны в 1945 году, на заре его работы в кинематографе. Спустя два года Нино Рота напишет для арфы с оркестром концерт, посвятив его итальянской исполнительнице Клелии Гатти Альдрованди. А несколькими годами ранее знакомство с этой же арфисткой побудит немца Пауля Хиндемита написать сольную сонату для арфы. Его трехчастный цикл завершается медленным финалом, к которому помещен эпиграф из поэмы «Наказ» немецкого поэта XVIII века Людвига Кристофа Хейнриха Хелти:
Друзья, повесьте после моей смерти
Маленькую арфу позади алтаря,
Туда, где на стене сверкают
надгробные венки усопших дев.



В концерте принимают участие музыканты оркестра САТОБ Ангелина Кокорева (флейта) и Александра Ерёмина (альт). 


Написать нам