Закрыть поиск

Романсы Сергея Рахманинова. «Всё хочет петь»



Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.

В третий концерт вошли два последних цикла романсов, написанные в 1910-1916 гг. В 1917 году Рахманинов покинул Россию и больше к этому жанру никогда не возвращался.

Четырнадцать романсов, op.34
Двенадцать романсов из шестого цикла Рахманинов сочинил в 1912 году. Один – «Не может быть!» – был написан ранее, в 1910 году, под впечатлением от смерти известной актрисы начала ХХ века Веры Фёдоровны
Комиссаржевской. Вокализ был написан в 1915 году и включен в эту серию позже.
В цикл вошли сочинения на стихи Тютчева, Фета, Бальмонта и других поэтов конца XIX – начала XX века, а также три «пушкинских» романса – «Муза», «Буря» и «Арион» (хотя за все предыдущие годы Рахманинов создал лишь один романс на стихи поэта – «Не пой, красавица, при мне»).
Выбор текстов отличается от предшествующих опусов. Композитор использовал преимущественно драматические образы и размышления о жизни; здесь сравнительно мало романсов лирического характера. Четыре романса этого цикла были посвящены великому русскому басу, близкому другу композитора Фёдору Ивановичу Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его» и «Оброчник». Шаляпин вспоминал: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не “Я пою”, а “Мы поём”».

Шесть романсов ор. 38
Последний цикл романсов был написан в 1916 году. Все литературные источники, которые Рахманинов выбрал для романсов, принадлежат перу его современников. Их объединяет стремление к обновлению лирических образов и средств классической поэтики. В этом цикле Рахманинов использует текст как отправную точку, от которой он создает яркую музыкальную картину.
Изначально опус включал 8 романсов, однако два последних – «Молитва» и «Всё хочет петь» – позже исключил из цикла.
Сам композитор особо выделял два романса данного опуса – «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина и «Крысолов» на слова Валерия Яковлевича Брюсова. «Маргаритки» – один из лучших образцов светлой рахманиновской лирики. По характеру образов и эмоциональному посылу романс близок таким сочинениям
Рахманинова, как «Здесь хорошо», «Сирень», «У моего окна». Здесь, как и в следующем романсе «Крысолов», широко и детально разработана фортепианная партия, приобретая в значительной степени
самостоятельное значение.

Жанр: Концертная программа
Название: Романсы Сергея Рахманинова. «Всё хочет петь»
Продолжительность: 1 час 30 мин
Количество действий: 1
Возраст: 6+


Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.

В третий концерт вошли два последних цикла романсов, написанные в 1910-1916 гг. В 1917 году Рахманинов покинул Россию и больше к этому жанру никогда не возвращался.

Четырнадцать романсов, op.34
Двенадцать романсов из шестого цикла Рахманинов сочинил в 1912 году. Один – «Не может быть!» – был написан ранее, в 1910 году, под впечатлением от смерти известной актрисы начала ХХ века Веры Фёдоровны
Комиссаржевской. Вокализ был написан в 1915 году и включен в эту серию позже.
В цикл вошли сочинения на стихи Тютчева, Фета, Бальмонта и других поэтов конца XIX – начала XX века, а также три «пушкинских» романса – «Муза», «Буря» и «Арион» (хотя за все предыдущие годы Рахманинов создал лишь один романс на стихи поэта – «Не пой, красавица, при мне»).
Выбор текстов отличается от предшествующих опусов. Композитор использовал преимущественно драматические образы и размышления о жизни; здесь сравнительно мало романсов лирического характера. Четыре романса этого цикла были посвящены великому русскому басу, близкому другу композитора Фёдору Ивановичу Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его» и «Оброчник». Шаляпин вспоминал: «Когда Рахманинов сидит за фортепиано и аккомпанирует, то приходится говорить не “Я пою”, а “Мы поём”».

Шесть романсов ор. 38
Последний цикл романсов был написан в 1916 году. Все литературные источники, которые Рахманинов выбрал для романсов, принадлежат перу его современников. Их объединяет стремление к обновлению лирических образов и средств классической поэтики. В этом цикле Рахманинов использует текст как отправную точку, от которой он создает яркую музыкальную картину.
Изначально опус включал 8 романсов, однако два последних – «Молитва» и «Всё хочет петь» – позже исключил из цикла.
Сам композитор особо выделял два романса данного опуса – «Маргаритки» на стихи Игоря Северянина и «Крысолов» на слова Валерия Яковлевича Брюсова. «Маргаритки» – один из лучших образцов светлой рахманиновской лирики. По характеру образов и эмоциональному посылу романс близок таким сочинениям
Рахманинова, как «Здесь хорошо», «Сирень», «У моего окна». Здесь, как и в следующем романсе «Крысолов», широко и детально разработана фортепианная партия, приобретая в значительной степени
самостоятельное значение.

Написать нам