Закрыть поиск

Романсы Сергея Рахманинова. «Здесь хорошо»



Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.


Во втором концерте прозвучат два масштабных цикла Сергея Васильевича Рахманинова, написанные им в первые годы двадцатого столетия. Это время можно назвать творческим подъемом композитора после длительного эмоционального кризиса, вызванного провалом Первой симфонии в 1897 году. В течение трех лет Рахманинов не писал музыку, хотя продолжал концертировать как дирижер и пианист. Лишь к началу 1900-х Сергей Васильевич смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизера Николая Владимировича Даля, которому (с формулировкой «С благодарностью») посвящен знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром №2, написанный в 1900-1901 годах.

Двенадцать романсов, op. 21
Весной 1902 года, вскоре после завершения работы над кантатой «Весна», Рахманинов создал свой четвертый цикл романсов. В него вошли двенадцать сочинений. Каждое из них можно смело отнести к шедеврам рахманиновской вокальной лирики. В них выделяются два основных типа произведений, характерных для вокальной лирики Рахманинова: светлые, сентиментальные пейзажно-лирические зарисовки и развернутые драматические, иногда декламационные монологи, бетховенский «мотив судьбы».
Наибольшую известность из этого цикла получили романсы «Сирень» на слова Екатерины Андреевны Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Галины Галиной. Особое место в цикле занимает романс «Я не пророк», в котором слышится явное противостояние безвоинственного текста маршевым ритмам и гулким ударам набатного колокола, которые слышатся в музыке.

Пятнадцать романсов, op. 26
Спустя четыре года Рахманинов завершает новый цикл, предшествовавший его Симфонии №2, фортепианной сонате ре минор и Третьему фортепианному концерту. К этому опусу относятся пятнадцать романсов. Как и в большинстве остальных камерных вокальных опусов, здесь Рахманинов не стремился к тематическому единству образов. Но первый и последний романсы этого цикла – «Есть много звуков» на слова Алексея Константиновича Толстого и «Проходит всё» на стихи Даниила Максимовича Ратгауза – отражают размышления композитора о жизни, искусстве, его собственной жизненной позиции.

Жанр: Концертная проограмма
Название: Романсы Сергея Рахманинова. «Здесь хорошо»
Продолжительность: 1 час 30 мин
Количество действий: 1
Возраст: 6+


Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.


Во втором концерте прозвучат два масштабных цикла Сергея Васильевича Рахманинова, написанные им в первые годы двадцатого столетия. Это время можно назвать творческим подъемом композитора после длительного эмоционального кризиса, вызванного провалом Первой симфонии в 1897 году. В течение трех лет Рахманинов не писал музыку, хотя продолжал концертировать как дирижер и пианист. Лишь к началу 1900-х Сергей Васильевич смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизера Николая Владимировича Даля, которому (с формулировкой «С благодарностью») посвящен знаменитый Концерт для фортепиано с оркестром №2, написанный в 1900-1901 годах.

Двенадцать романсов, op. 21
Весной 1902 года, вскоре после завершения работы над кантатой «Весна», Рахманинов создал свой четвертый цикл романсов. В него вошли двенадцать сочинений. Каждое из них можно смело отнести к шедеврам рахманиновской вокальной лирики. В них выделяются два основных типа произведений, характерных для вокальной лирики Рахманинова: светлые, сентиментальные пейзажно-лирические зарисовки и развернутые драматические, иногда декламационные монологи, бетховенский «мотив судьбы».
Наибольшую известность из этого цикла получили романсы «Сирень» на слова Екатерины Андреевны Бекетовой и «Здесь хорошо» на стихи Галины Галиной. Особое место в цикле занимает романс «Я не пророк», в котором слышится явное противостояние безвоинственного текста маршевым ритмам и гулким ударам набатного колокола, которые слышатся в музыке.

Пятнадцать романсов, op. 26
Спустя четыре года Рахманинов завершает новый цикл, предшествовавший его Симфонии №2, фортепианной сонате ре минор и Третьему фортепианному концерту. К этому опусу относятся пятнадцать романсов. Как и в большинстве остальных камерных вокальных опусов, здесь Рахманинов не стремился к тематическому единству образов. Но первый и последний романсы этого цикла – «Есть много звуков» на слова Алексея Константиновича Толстого и «Проходит всё» на стихи Даниила Максимовича Ратгауза – отражают размышления композитора о жизни, искусстве, его собственной жизненной позиции.

Написать нам