Закрыть поиск

Романсы Сергея Рахманинова. «В молчаньи ночи тайной»



Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.

В первом концерте прозвучат три цикла романсов Сергея Васильевича Рахманинова, а также его первые вокальные сочинения, которые композитор не включил ни в один из сборников.

Шесть романсов, op.4
Первые романсы – «У врат обители святой» на слова Михаила Юрьевича Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова Афанасия Афанасьевича Фета – были написаны им в 1890 году. По стилю они близки к музыке Петра Ильича Чайковского. К середине 1893 года был создан первый цикл из шести романсов, в который вошло одно из самых знаменитых вокальных сочинений композитора – «Не пой, красавица».

Шесть романсов, op.8
Следующие шесть романсов были написаны осенью 1893 года и стали откликом на смерть популярного в конце XIX века поэта Алексея Николаевича Плещеева, с которым Рахманинов лично не был знаком. В данный опус вошли шесть сочинений на стихи Генриха Гейне и Тараса Шевченко. Самые известные из них – «Речная лилея», «Дитя, как цветок ты прекрасна» и «Сон». В этом цикле уже хорошо видна его характерная трактовка жанра романса, когда яркая вокальная мелодия сливается с виртуозной фортепианной партией.

Двенадцать романсов, op.14
Спустя три года Рахманинов представил свой следующий цикл из двенадцати романсов. Во время их создания Сергей Васильевич еще находился в поисках своего стиля, поэтому этот опус очень разнороден по образам и лишен внутреннего единства. Среди авторов стихотворений, которые Рахманинов использовал в качестве литературной основы, – как широко признанные поэты Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой, так и малоизвестные в то время Николай Максимович Минский, Даниил Максимович Ратгауз и Константин Дмитриевич Бальмонт.
Самым популярным из этого цикла во времена Рахманинова стал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева. В нем уже слышны те настроения весеннего расцвета, творческого подъема, которые в полной мере проявятся в произведениях Рахманинова в начале нового века.
Жанр: Концертная программа
Название: Романсы Сергея Рахманинова. «В молчаньи ночи тайной»
Продолжительность: 1 час 30 мин
Количество действий: 1
Возраст: 6+


Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью: каждый из них отличается невероятной искренностью, мелодичностью и любовью к поэзии.

Всего композитор создал более восьмидесяти сочинений этого жанра. Большую часть из них он объединил в семь циклов, каждый из которых включает в себя от шести до пятнадцати романсов. Рахманинов постоянно обращался к этому жанру на протяжении 26 лет – с 1890 до 1916 года. С момента отъезда из России в 1917 году композитор не написал ни одного романса.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка». (С.В. Рахманинов)

Мы представляем цикл из трех концертов (12, 26 февраля и 4 марта), в которых прозвучат все романсы Рахманинова в хронологическом порядке. Сочинения будут исполнены в тех тональностях и для тех голосов, которые были изначально написаны автором.

В первом концерте прозвучат три цикла романсов Сергея Васильевича Рахманинова, а также его первые вокальные сочинения, которые композитор не включил ни в один из сборников.

Шесть романсов, op.4
Первые романсы – «У врат обители святой» на слова Михаила Юрьевича Лермонтова и «Я тебе ничего не скажу» на слова Афанасия Афанасьевича Фета – были написаны им в 1890 году. По стилю они близки к музыке Петра Ильича Чайковского. К середине 1893 года был создан первый цикл из шести романсов, в который вошло одно из самых знаменитых вокальных сочинений композитора – «Не пой, красавица».

Шесть романсов, op.8
Следующие шесть романсов были написаны осенью 1893 года и стали откликом на смерть популярного в конце XIX века поэта Алексея Николаевича Плещеева, с которым Рахманинов лично не был знаком. В данный опус вошли шесть сочинений на стихи Генриха Гейне и Тараса Шевченко. Самые известные из них – «Речная лилея», «Дитя, как цветок ты прекрасна» и «Сон». В этом цикле уже хорошо видна его характерная трактовка жанра романса, когда яркая вокальная мелодия сливается с виртуозной фортепианной партией.

Двенадцать романсов, op.14
Спустя три года Рахманинов представил свой следующий цикл из двенадцати романсов. Во время их создания Сергей Васильевич еще находился в поисках своего стиля, поэтому этот опус очень разнороден по образам и лишен внутреннего единства. Среди авторов стихотворений, которые Рахманинов использовал в качестве литературной основы, – как широко признанные поэты Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Алексей Константинович Толстой, так и малоизвестные в то время Николай Максимович Минский, Даниил Максимович Ратгауз и Константин Дмитриевич Бальмонт.
Самым популярным из этого цикла во времена Рахманинова стал романс «Весенние воды» на стихи Тютчева. В нем уже слышны те настроения весеннего расцвета, творческого подъема, которые в полной мере проявятся в произведениях Рахманинова в начале нового века.
Написать нам