Закрыть поиск

Бахчисарайский фонтан

Композитор Борис Асафьев (1884-1949)
Либретто Николая Волкова (1894-1965) по одноименной поэме (1824) Александра Пушкина (1799-1837)
Хореография Ростислава Захарова (1907-1984)
Мировая премьера: 28 сентября 1934, театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр)



Премьера новой постановки в Самаре: 18 октября 2019

Дирижёр-постановщик - Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик - Дарья Павленко (Санкт-Петербург)
Ассистент балетмейстера-постановщика - Валерий Коньков
Художник-постановщик - Андрей Войтенко по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936)
Художник по костюмам - Татьяна Ногинова по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936): лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре по мнению Российской национальной театральной премия «Золотая Маска»-2021
Художник по свету - Александр Наумов 


В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин опубликовал поэму «Бахчисарайский фонтан», полную недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому достроить историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан»: драматург Николай Волков (1894-1965), композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев (1884-1949), балетмейстер Ростислав Захаров (1907-1984), режиссер Сергей Радлов (1892-1958) и художница Валентина Ходасевич (1894―1970). Они создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – напротив, танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр: драматический балет. Его жемчужины – «Легенда о любви», «Спартак» и, конечно, «Ромео и Джульетта».
Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году он появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского (1905-1970). В 1949 и 1954 годах постановки на сцене театра осуществляла Наталья Данилова, в 1951 – Юрий Ковалёв, в 1969 – Эркки Танн, а в 1988 году – Елизавета Шипяцкая (под руководством Игоря Чернышёва).
Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» в Самаре основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре все те 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» не сходит со сцены этого театра.
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII-XIX веков

Пролог
Хан Гирей склонился перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память Марии в Бахчисарайском дворце.

Действие I
В замке князя Адама празднуют день рождения его дочери Марии. Оставив гостей, княжна проводит время со своим женихом Вацлавом.
Неожиданно из темноты появляется лазутчик татарского хана Гирея. Едва он успевает скрыться в зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Под звуки полонеза в парк выходят гости князя Адама. В первой паре – сам князь со своей дочерью. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Появляется раненый начальник стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Поляки готовятся с оружием в руках отразить натиск врага.
Татары поджигают замок. Поляки гибнут в схватке с врагами. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос сражения, но им преграждает дорогу хан Гирей. Вацлав бросается на Гирея, но падает, сраженный его кинжалом. Гирей срывает с Марии шаль и застывает в восхищении от ее красоты.

Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена хана Зарема.
Звучат трубы. Гарем готовится встречать своего господина. Татары вернулись с богатой добычей, среди которой – пленница Мария.
Гирей в задумчивости входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана: он не замечает ее. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: через зал проводят новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить хана, тщетно Зрема надеется вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

Действие III
Мария томится в опочивальне под охраной старой прислужницы. Лишь лютня напоминает польской княжне о прежней жизни, свободе, прошедшем счастье. В ее памяти воскресают воспоминания о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и ненависть к человеку, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает забытую Гиреем тюбетейку. Значит, хан был здесь! Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Гирей вбегает, но поздно: Зарема убивает Марию.

Действие IV
Двор в Бахчисарайском дворце. Все склонились перед мрачным Гиреем. Хана не радует ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы. Он дает знак, и Зарему бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками, но они не приносят хану забвения.

Эпилог
Гирей у Фонтана слез. Он не в силах изгнать из дум воспоминания о прекрасной Марии.
 
Князь Адам, польский магнат.
Мария, его дочь.
Вацлав, жених Марии.
Гирей, крымский хан.
Зарема, любимая жена Гирея.
Нурали, военачальник.
Начальник стражи.
Польские паны, паненки, татарский лазутчик.
Вторая жена Гирея.
Служанка, евнухи, татары, поляки. 
Композитор Борис Асафьев (1884-1949)
Либретто Николая Волкова (1894-1965) по одноименной поэме (1824) Александра Пушкина (1799-1837)
Хореография Ростислава Захарова (1907-1984)
Мировая премьера: 28 сентября 1934, театр оперы и балета имени Кирова (Мариинский театр)



Премьера новой постановки в Самаре: 18 октября 2019

Дирижёр-постановщик - Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик - Дарья Павленко (Санкт-Петербург)
Ассистент балетмейстера-постановщика - Валерий Коньков
Художник-постановщик - Андрей Войтенко по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936)
Художник по костюмам - Татьяна Ногинова по эскизам Валентины Ходасевич (Большой театр, 1936): лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре по мнению Российской национальной театральной премия «Золотая Маска»-2021
Художник по свету - Александр Наумов 


В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин опубликовал поэму «Бахчисарайский фонтан», полную недомолвок и вопросов: яркие образы всплывают из ниоткуда и снова исчезают, предлагая читателю самому достроить историю. Именно это и сделали ровно сто лет спустя создатели балета «Бахчисарайский фонтан»: драматург Николай Волков (1894-1965), композитор и виднейший музыкальный просветитель Борис Асафьев (1884-1949), балетмейстер Ростислав Захаров (1907-1984), режиссер Сергей Радлов (1892-1958) и художница Валентина Ходасевич (1894―1970). Они создали цельную, драматургически выверенную историю, поставив музыку и танец на службу драме. Чисто хореографическая декоративность, которая главенствовала в балете до сих пор, уступила место психологической убедительности происходящего. Сюжет перестал быть поводом продемонстрировать публике танцы – напротив, танец стал воплощать в себе перипетии сюжета. Родился новый жанр: драматический балет. Его жемчужины – «Легенда о любви», «Спартак» и, конечно, «Ромео и Джульетта».
Два года спустя после ленинградской премьеры балет «Бахчисарайский фонтан» был поставлен в Большом театре. В том же 1936 году он появился в репертуаре Куйбышевского театра в постановке балетмейстера Александра Томского (1905-1970). В 1949 и 1954 годах постановки на сцене театра осуществляла Наталья Данилова, в 1951 – Юрий Ковалёв, в 1969 – Эркки Танн, а в 1988 году – Елизавета Шипяцкая (под руководством Игоря Чернышёва).
Нынешняя постановка «Бахчисарайского фонтана» в Самаре основана на сценографии Валентины Ходасевич к первым постановкам 1930-х годов и изначальной хореографии Ростислава Захарова, традиция которой не прерывалась в Мариинском театре все те 85 лет, что «Бахчисарайский фонтан» не сходит со сцены этого театра.
Действие происходит в Польше и Бахчисарае на рубеже XVIII-XIX веков

Пролог
Хан Гирей склонился перед мраморным фонтаном, воздвигнутым в память Марии в Бахчисарайском дворце.

Действие I
В замке князя Адама празднуют день рождения его дочери Марии. Оставив гостей, княжна проводит время со своим женихом Вацлавом.
Неожиданно из темноты появляется лазутчик татарского хана Гирея. Едва он успевает скрыться в зарослях парка, как вбегает выслеживающая его польская стража.
Под звуки полонеза в парк выходят гости князя Адама. В первой паре – сам князь со своей дочерью. Полонез сменяется мазуркой, танец следует за танцем.
Появляется раненый начальник стражи, который сообщает о набеге татар. Князь Адам призывает мужчин к оружию. Женщины укрываются в замке. Поляки готовятся с оружием в руках отразить натиск врага.
Татары поджигают замок. Поляки гибнут в схватке с врагами. Чудом уцелевшие Мария и Вацлав бегут сквозь пламя пожара и хаос сражения, но им преграждает дорогу хан Гирей. Вацлав бросается на Гирея, но падает, сраженный его кинжалом. Гирей срывает с Марии шаль и застывает в восхищении от ее красоты.

Действие II
Гарем хана Гирея в Бахчисарайском дворце. Среди многочисленных наложниц – любимая жена хана Зарема.
Звучат трубы. Гарем готовится встречать своего господина. Татары вернулись с богатой добычей, среди которой – пленница Мария.
Гирей в задумчивости входит в гарем. Напрасно Зарема пытается развлечь хана: он не замечает ее. Вдруг на лице Гирея вспыхивает радость: через зал проводят новую пленницу – польскую княжну. Зарема понимает, что утратила любовь Гирея.
Тщетно наложницы пытаются развеселить хана, тщетно Зрема надеется вернуть его любовь. Отстранив Зарему, хан уходит. Зарема в отчаянии.

Действие III
Мария томится в опочивальне под охраной старой прислужницы. Лишь лютня напоминает польской княжне о прежней жизни, свободе, прошедшем счастье. В ее памяти воскресают воспоминания о родном доме и о Вацлаве.
Мечты Марии нарушает появление Гирея. Хан молит девушку принять его любовь и все богатства, которыми он владеет. Но Мария испытывает лишь страх и ненависть к человеку, убившему ее возлюбленного, родных и друзей. Гирей покорно удаляется.
Ночью в опочивальню проникает Зарема. Она обращается к Марии с горячей исповедью и требует, чтобы княжна оттолкнула от себя Гирея. Страстная речь Заремы непонятна Марии и пугает ее.
Зарема замечает забытую Гиреем тюбетейку. Значит, хан был здесь! Охваченная ревностью, Зарема бросается на Марию с кинжалом.
Гирей вбегает, но поздно: Зарема убивает Марию.

Действие IV
Двор в Бахчисарайском дворце. Все склонились перед мрачным Гиреем. Хана не радует ни возвращение татар после нового набега, ни новые прекрасные пленницы. Он дает знак, и Зарему бросают в пропасть.
Военачальник Гирея Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками, но они не приносят хану забвения.

Эпилог
Гирей у Фонтана слез. Он не в силах изгнать из дум воспоминания о прекрасной Марии.
 
Князь Адам, польский магнат.
Мария, его дочь.
Вацлав, жених Марии.
Гирей, крымский хан.
Зарема, любимая жена Гирея.
Нурали, военачальник.
Начальник стражи.
Польские паны, паненки, татарский лазутчик.
Вторая жена Гирея.
Служанка, евнухи, татары, поляки. 
Написать нам