Grand pas из балета «Пахита»
Впервые балет с таким названием был поставлен в Париже в 1846 году. Авторами музыки и хореографии были, соответственно, Эдуар-Мари-Эрнест Дельдевез (1817-1897) и Жозеф Мазилье (1797- 1868). Как истинное произведение своей эпохи, «Пахита» рассказывала зрителю любовную историю, запутанную, как пьеса в драматическом театре. Спектакль пользовался большим успехом в Париже и Лондоне, и поэтому неудивительно, что «Пахита» стала первым спектаклем, который Мариус Петипа поставил в Петербурге.
В 1881 году Петипа, будучи балетмейстером Императорских театров Санкт-Петербурга, представил новую версию балета, где музыку Дельдевеза дополнила музыка Людвига Минкуса, на которую Петипа придумал несколько танцевальных сцен. Со временем большое классическое па из финала этого балета – Grand pas – превратилось в блестящую хореографическую композицию, которая стала полноценным спектаклем. Эту хореографическую картину нередко называют парадным портретом труппы, которая действительно должна обладать целой россыпью искрометных дарований, чтобы претендовать на ее исполнение. Форма развернутой танцевальной сцены – Grand pas – соответствует общему канону хореографических структур классического спектакля: антре, адажио, па-де-труа, вариации, кода. В таком виде балет навсегда вошел в историю танцевального искусства как безупречный образец «французского» стиля. В таком виде он представлен и на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
________________________________________________________
II отделение
Балет «Шопениана»
Фредерик Шопен (1810-1849).
Хореография Михаила Фокина.
Мировая премьера: 10 (23) февраля 1907, Мариинский театр
Знаменитая «Шопениана» создана на музыку мазурки, полонеза, вальса Шопена русским балетмейстером Михаилом Фокиным. Это романтическое сочинение открывает эру современного русского балета, являясь как бы увертюрой к жесткому и отнюдь не романтическому ХХ веку. Это прекрасно поставленный спектакль, комбинационно очень интересный и выдержанный в красивом стиле позапрошлого века. Балет воскрешает образный строй музыкальных спектаклей 30-х–40-х годов XIX века с их романтичностью, причудливым смешением реальности и фантастики.
В самарском театре «Шопениана» впервые появилась на сцене в 1935 году. Тогда балетмейстер Александр Томский сочетал ее с коротким балетом «Тщетная предосторожность». в 1976 Елена Ключарева ставила «Шопениану» в один вечер со «Штраусианой» и гранд-па из балета «Дон Кихот»; в конце 80-х ее давали в один вечер с оперой Стравинского «Соловей», в начале 90-х – с одноактными балетами Игоря Чернышёва «Болеро» и «Скифская сюита». В 1999 Никита Долгушин включил «Шопениану» в программу «Русский балет Серебряного века»: она шла под названием «Сильфиды» и давалась вместе с «Жар-Птицей» и «Павильоном Армиды».
Балетмейстер-постановщик – Габриэла Комлева
Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Наталия Хохлова
_________________________________________________________
III отделение
Хореографическая сюита «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
Композитор – Александр Бородин
Хореография Касьяна Голейзовского (1934) в постановке Льва Поспехина (1972)
Одна из самых известных танцевальных сцен в мировом оперном наследии, наряду с «Вальпургиевой ночью» из «Фауста» Шарля Гуно, «Половецкие пляски» часто выступают как самостоятельный балетный спектакль. Одна из наиболее известных его версий сделана советским хореографом Касьяном Голейзовским, который соединил классические балетные движения с этнографическим танцем, отражающим особенности плясок разных народов, чьи традиции впитала кочевая половецкая культура.
Режиссер-постановщик - Юрий Александров
Дирижер-постановщик - Владимир Коваленко
Художник-постановщик - Вячеслав Окунев
Балетмейстер-постановщик - Кирилл Шморгонер
Ассистент режиссера-постановщика - Ирина Шаронова
Grand pas из балета «Пахита»
Впервые балет с таким названием был поставлен в Париже в 1846 году. Авторами музыки и хореографии были, соответственно, Эдуар-Мари-Эрнест Дельдевез (1817-1897) и Жозеф Мазилье (1797- 1868). Как истинное произведение своей эпохи, «Пахита» рассказывала зрителю любовную историю, запутанную, как пьеса в драматическом театре. Спектакль пользовался большим успехом в Париже и Лондоне, и поэтому неудивительно, что «Пахита» стала первым спектаклем, который Мариус Петипа поставил в Петербурге.
В 1881 году Петипа, будучи балетмейстером Императорских театров Санкт-Петербурга, представил новую версию балета, где музыку Дельдевеза дополнила музыка Людвига Минкуса, на которую Петипа придумал несколько танцевальных сцен. Со временем большое классическое па из финала этого балета – Grand pas – превратилось в блестящую хореографическую композицию, которая стала полноценным спектаклем. Эту хореографическую картину нередко называют парадным портретом труппы, которая действительно должна обладать целой россыпью искрометных дарований, чтобы претендовать на ее исполнение. Форма развернутой танцевальной сцены – Grand pas – соответствует общему канону хореографических структур классического спектакля: антре, адажио, па-де-труа, вариации, кода. В таком виде балет навсегда вошел в историю танцевального искусства как безупречный образец «французского» стиля. В таком виде он представлен и на сцене Самарского академического театра оперы и балета.
________________________________________________________
II отделение
Балет «Шопениана»
Фредерик Шопен (1810-1849).
Хореография Михаила Фокина.
Мировая премьера: 10 (23) февраля 1907, Мариинский театр
Знаменитая «Шопениана» создана на музыку мазурки, полонеза, вальса Шопена русским балетмейстером Михаилом Фокиным. Это романтическое сочинение открывает эру современного русского балета, являясь как бы увертюрой к жесткому и отнюдь не романтическому ХХ веку. Это прекрасно поставленный спектакль, комбинационно очень интересный и выдержанный в красивом стиле позапрошлого века. Балет воскрешает образный строй музыкальных спектаклей 30-х–40-х годов XIX века с их романтичностью, причудливым смешением реальности и фантастики.
В самарском театре «Шопениана» впервые появилась на сцене в 1935 году. Тогда балетмейстер Александр Томский сочетал ее с коротким балетом «Тщетная предосторожность». в 1976 Елена Ключарева ставила «Шопениану» в один вечер со «Штраусианой» и гранд-па из балета «Дон Кихот»; в конце 80-х ее давали в один вечер с оперой Стравинского «Соловей», в начале 90-х – с одноактными балетами Игоря Чернышёва «Болеро» и «Скифская сюита». В 1999 Никита Долгушин включил «Шопениану» в программу «Русский балет Серебряного века»: она шла под названием «Сильфиды» и давалась вместе с «Жар-Птицей» и «Павильоном Армиды».
Балетмейстер-постановщик – Габриэла Комлева
Дирижер-постановщик – Евгений Хохлов
Художник-постановщик – Наталия Хохлова
_________________________________________________________
III отделение
Хореографическая сюита «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
Композитор – Александр Бородин
Хореография Касьяна Голейзовского (1934) в постановке Льва Поспехина (1972)
Одна из самых известных танцевальных сцен в мировом оперном наследии, наряду с «Вальпургиевой ночью» из «Фауста» Шарля Гуно, «Половецкие пляски» часто выступают как самостоятельный балетный спектакль. Одна из наиболее известных его версий сделана советским хореографом Касьяном Голейзовским, который соединил классические балетные движения с этнографическим танцем, отражающим особенности плясок разных народов, чьи традиции впитала кочевая половецкая культура.
Режиссер-постановщик - Юрий Александров
Дирижер-постановщик - Владимир Коваленко
Художник-постановщик - Вячеслав Окунев
Балетмейстер-постановщик - Кирилл Шморгонер
Ассистент режиссера-постановщика - Ирина Шаронова