Закрыть поиск

Премьера сезона под занавес

Анна Лазанчина
"Афиша губернии"
№5 (5) июнь 2012 г.
PDF-версия

К постановке балета "Ромео и Джульетта"

В завершение театрального сезона Самарский академический театр оперы и балета покажет своим зрителям премьеру – балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Над спектаклем работают балетмейстер-постановщик заслуженный артист России, главный балетмейстер театра Кирилл Шморгонер, дирижёр Евгений Хохлов, художник из Санкт-Петербурга Феликс Волосенков.

Один из наиболее популярных в мире российских балетов, «Ромео и Джульетта» довольно долго искал свой путь на сцену. Поначалу казалось невозможным представить героев трагедии Шекспира танцующими. Несмотря на то, что к сюжету «Ромео и Джульетты» композиторы обращались неоднократно и создали целый ряд классических музыкальных шедевров (среди них – драматическая симфония с хором Г. Берлиоза, увертюра-фантазия П. Чайковского, более 10 опер), сама идея создания балета на основе великой трагедии представлялась абсурдной. Музыка Прокофьева долгое время казалась постановщикам и артистам непривычной, нетанцевальной. Лишь постепенно неприятие сменилось осознанием силы ее воздействия и восторженным признанием публики.

Обратившись к шекспировской трагедии, композитор достиг в балете удивительного синтеза музыки и драмы. Балет воспроизводит живые образы шекспировских героев, их страсти и порывы, драматические столкновения. Прокофьевская хореографическая партитура включает обилие запоминающихся музыкальных портретов-характеристик («Джульетта-девочка», «Ромео и Меркуцио», «Тибальд» и др.). Композитор тонко передал шекспировские характеры: поэзию любви юных героев, озорство Меркуцио, жестокость Тибальда, мудрость патера Лоренцо. Стилизованные церемонные танцы («Менуэт», «Гавот», знаменитый «Танец рыцарей») отражают строгий уклад домов Монтекки и Капулетти, диктующий беспрекословное повиновение. Этим звучаниям противостоит возвышенный мир расцветающего чувства, утверждающий силу Любви Ромео и Джульетты: «Мадригал», «Сцена у балкона», «Любовный танец», «Прощание перед разлукой»…

Классические, характерные танцы и пантомима свободно совмещены Прокофьевым в «Ромео и Джульетте» и представляют тем самым свободу для фантазии балетмейстера. Самобытные варианты хореографического прочтения этой музыки в разные годы создали хореографы Л. Лавровский (1940), О. Виноградов (1965), Н. Касаткина и В. Василёв (1972), Ю. Григорович (1978), В. Васильев (1990), Е. Панфилов (1996) и другие. Зарубежные балетмейстеры тоже не оставили своим вниманием балет Прокофьева: авторские версии воплотили на сценах разных театров мира К. Макмиллан (1965), Дж. Ноймайер (1971), А. Прельжокаж (1990), Р. Поклитару (2003)…

В Самарском театре музыкальные образы Прокофьева по-своему воплотит балетмейстер-постановщик К.А. Шморгонер, с помощью всей палитры танцевально-выразительных средств отражая извечные темы Вражды и Любви, Жизни и Смерти. Динамичная, образная, насыщенная виртуозными движениями хореография К. Шморгонера раскрывает внутреннюю неоднозначность образов, приближает их к современности. Репетиции балета идут интенсивно, партии главных героев готовят премьеры самарской балетной труппы Е. Первушина и В. Мулыгин. Их блистательно отточенный, артистически безукоризненный дуэт позволит показать эту трагически-возвышенную историю также трогательно, как несколько столетий назад это сделал великий Шекспир.

Премьера ожидается очень интересной; 27 и 28 июня театр радостно распахнет свои двери перед всеми любителями искусства балета.

 
Написать нам