Закрыть поиск

Нехорошая Анна, но прекрасная «Анюта»

 
Грустная комедия, рассказанная без слов


Премьера Самарского театра оперы и балета – это тонкость чеховской прозы, положенная на изящество хореографического рисунка.
Маргарита Прасковьина
"Самарская газета"
27.04.2011

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ спектакль «Анюта» на музыку советского композитора Валерия Гаври­лина по рассказу Антона Чехова «Анна на шее» создан Владимиром Васильевым совместно с ре­жиссером Александром Белинским в 1982 году. Позднее для театра Сан-Карло в Неаполе сдела­на сценическая версия телебалета, а вскоре по­сле этого спектакль показали в Большом театре. В Самаре Владимир Викторович выступил в ка­честве хореографа-постановщика. Ассистировал ему заслуженный артист России, главный худо­жественный руководитель нашего театра Кирилл Шморгонер.

Спектакль имеет замкнутую композицию: на­чинается он и заканчивается трагической но­той. Первое, что видят зрители на сцене, – мрач­ная сцена похорон матери Анны. В зале ощутимо пахнет ладаном. Танец входит в ткань повество­вания не сразу. Несчастный человек, только что потерявший жену, согнувшийся под тяжестью своего горя (Владимир Шачнев), вдруг погружа­ется в приятные воспоминания и начинает не­принужденно вальсировать. Более всего трогают тройные партии Анны (Екатерина Первушина) и ее маленьких братьев.

Декорации и костюмы, созданные по эскизам московского художника-постановщика, заслу­женного деятеля искусств России Виктора Воль­ского, следует отметить особо. В первой сцене, например, мастеру удалось создать полную ил­люзию сводов храма. Интерьер скромных комнат семьи Анны продуман до мельчайших деталей, все в нем отвечает характеристике «бедненько, но чистенько». Мы видим перед собой также живо­писный бульвар, где происходят ключевые встре­чи и расставания персонажей, на заднем плане – чудесный, истинно русский пейзаж. А контора, где трудится супруг главной героини, напоминает фантасмагорическое пространство из произведе­ний Кафки... Все это, конечно, производит силь­ное впечатление на зрителей.

На сцене, кстати, Владимиру Васильеву уда­лось передать некоторые кинематографические эффекты. Например когда отец Анны пританцо­вывая возвращается с бала домой, обильный сне­гопад выглядит просто волшебно!

Сам постановщик, хоть и ненадолго, но тоже принял участие в спектакле и выступил в роли от­ца главной героини, причем в самой трогательной и печальной сцене. Брошенные на произвол судь­бы легкомысленной дочерью и сестрицей, обез- доленные родственники Анны уныло скользят по льду, когда мимо них весело проносится главная героиня в окружении многочисленных поклонни­ков. Трагичный и глубокий взгляд Владимира Ва­сильева, обращенный к залу, становится финаль­ной нотой балета.

В «Анюте» нет абстрактности, размытости, все очень точно и выразительно. Пронзительная сцена прощания главной героини с возлюблен­ным, роскошные танцы на балу у Его Сиятель­ства, нелепо передвигающийся муж Анны (Дми­трий Голубев), очень напоминающий майского жука из мультфильма «Дюймовочка»... Да, знаме­нитому балетмейстеру с блеском удалось пере­дать языком танца все смысловые и эмоциональ­ные оттенки чеховской прозы.

Источник

Написать нам