Закрыть поиск

Только басам доверяют говорить о судьбах мира

"Волжская коммуна"
01.04.2014
Татьяна Богомолова
фото Игорь Казановский

За последний год репертуар молодого певца, солиста Самарского академического театра оперы и балета Георгия Шагалова заметно пополнился новыми партиями - Царь Египта и Рамфис в опере «Аида», Гремин в «Евгении Онегине», Чезаре Анджелотти в премьерной «Флории Тоске». Однако одним из самых ярких событий певец считает участие в международном конкурсе в Австрии в сентябре прошлого года.

Оперные старцы
Солист Самарского театра оперы и балета Георгий Шагалов считает, что бас — это не просто низкий голос.
«Бас — это скорее психоэмоциональное состояние, мировоззрение».

Гремин в «Евгении Онегине», отец Марфы в «Царской невесте», Борис Годунов, Пимен — именно исполнителям басовых партий авторы доверяют размышления ни много ни мало о судьбах мира», - считает певец. «Если тенор в основном это герой-любовник, баритон – либо злодей, либо наоборот — положительный персонаж, то басы — это нечто более философское, вспомните Гремина: «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны..», это вам не Ленский с его сиюминутным: «Я люблю вас, Ольга...». Мне кажется, что некие глобальные, даже трансцендентальные вопросы поручаются именно басам, - говорит Георгий Шагалов, - единственное, что угнетает, очень часто приходится играть старцев, людей преклонного возраста».

Можно добавить — и даже фараонов; одна из последних ролей молодого баса Георгия Шагалова — Царь Египта в опере «Аида». Героев-любовников с низкими голосами действительно не часто встретишь на оперной сцене. Пожалуй, только Дон Жуан в опере Моцарта, но сначала должны быть и старцы. Хотя нет, сначала были «моржи».

Оперные моржи
Георгий Шагалов стал солистом Самарского академического театра оперы и балета в 2008 году, еще будучи студентом. На вопрос, считает ли он это удачей - только пожимает плечами. «Да, наверное, удача. Просто произошло это как-то сразу, вдруг. Мне хотелось петь в театре, а театр на тот момент устраивали мои вокальные данные, я, наверное, соответствовал уровню стажерской группы. В первый год я исполнял маленькие роли, но ведь даже маленькую партию надо спеть чисто, чтобы не быть «грязным пятном» на сцене. Спектакль идет, все поют, и «кушать подано» необходимо исполнить хорошо.

Хотя «кушать подано» - это традиция называть маленькие роли в драматическом театре, в опере же маленькие партии почему-то называют «моржами». Не знаю, откуда этот термин взялся, но существует он очень давно. И молодые артисты поют «моржей», кто-то должен их петь. Первая моя партия — слуга Бертран из оперы «Иоланта».

Сейчас в репертуаре Георгия Шагалова около 30 оперных партий, в камерном жанре более ста романсов русских и зарубежных композиторов, а также участие и победы в региональных, всероссийских и международных конкурсах.

На конкурсе в Линце
«Я очень люблю участвовать в конкурсах, поскольку появляется возможность увидеть себя со стороны. В театре тебе помогают костюмы, декорации, атмосфера спектакля, гораздо сложнее стоя у рояля передать те же эмоции, настроение».

Одним из последних, и самым значимым в свой творческой карьере, Георгий считает участие в Международном конкурсе, проходившем в Линце (Австрия) в сентябре 2013 года.

«Мне давно хотелось попасть на конкурс такого уровня. Туда съезжаются музыканты со всего мира - США, Канады, европейских стран. Предварительные прослушивания проходят только в столицах. В июне я поехал в Москву, в камерный музыкальный театр имени Покровского, где из шестидесяти человек было отобрано восемь. В их число вошел и я. Конкурс постоянно меняет свою дислокацию. Два года назад финал проходил в Большом театре, год назад, кажется, в одном из итальянских городов, ну, а в 2013-м в Австрии. Неоценимую поддержку мне оказал «Газпром-трансгаз Самара». Расходы очень серьезные, и вряд ли мне удалось бы попасть на конкурс без финансовой помощи».
Международный конкурс в Линце предполагал исполнение исключительно итальянской оперы. Из списка басовых партий Георгий Шагалов выбрал арию Родольфо из оперы Венченцо Беллини «Сомнамбула» и арию Сенеки из оперы Монтеверди «Коронация Поппеи». «Это старинная музыка, не часто звучащая в России, - рассказывает Георгий. - Во время выступления я очень сильно разволновался, для меня это был первый выезд в Европу и первый конкурс такого уровня. Выступил недостаточно артистично, но само участие стало важным событием. Призовые места заняли ребята, которые уже несколько лет стажировались в европейских театрах. Они выгодно отличались на общем фоне не только вокальными данными, но и артистизмом. Они не просто выходят на сцену, а показывают шоу. В хорошем смысле. Этому простору и сценической правде действительно хочется учиться».
Тем не менее, конкурс в Линце дал свои результаты. Известные в музыкальном мире продюсеры Роберт Гидлер (Великобритания) и Канкало Кантила (Финляндия) обратили внимание на талантливого исполнителя. «Существует довольно распространенная практика, когда арт-менеджеры входят в состав жюри. Отсматривают молодых исполнителей, делают свои выводы и предложения. Они побеседовали и со мной. Дело еще в том, что бас — не самый распространенный голос, в Европе есть определенные сложности в этом плане. Роберт Гидлер и Канкало Кантила высказали заинтересованность относительно меня, оставили координаты. В общем, взяли на заметочку».
Кроме того, директор оперы города Магдебург (Германия) Карен Стоун поговорила с молодым артистом о возможной стажировке.

О планах на будущее
Что может присутствовать в жизни молодого артиста помимо театра. Спорт? «Да, спорт, - признается Георгий, - я занимался спортом практически всегда. Поддерживать себя в хорошей форме, на мой взгляд, это обязанность артиста, поскольку пение требует здорового организма. Если человек здоров, то и голос у него в порядке. Другое дело, умеет он пользоваться им или нет. Кроме того, уходит то время, когда в опере были статичные постановки. Если вы заметили, в «Севильском цирюльнике» надо прыгать, бегать и на голове стоять. И это интересно, это же игра, это театр. Хотя мне приходится исполнять разнохарактерных персонажей. Например, Пимен — человек, живущий духовной жизнью, монах. И я ищу в себе необходимую пластику, движение. Я слушаю записи, читаю. В последнее время читаю книги, которые, как мне кажется, помогают понять, как существовать на сцене, как искать нужное состояние, в том числе книги по философии, психологии, актерскому мастерству».
Что касается планов и перспектив, актер отвечает, что все наши мечты - это только результат работы. «Вообще работать надо много, и я это делаю, - говорит Георгий Шагалов, - а после конкурса в Линце я понял, что и пространство для роста есть».
Георгий Шагалов принят в труппу театра в 2008 году. В 2009 году окончил Самарскую академию культуры и искусств (класс Андрея Антонова). Участник концертов проекта «Год Шостаковича» в Самарской филармонии, фестиваля «Молодые звезды XXI века». В репертуаре певца около 30 партий, в том числе Маркиз («Травиата»), Спарафучиле, Монтероне («Риголетто»), Монах («Дон Карлос»), Собакин («Царская невеста»), Гудал, Слуга («Демон»), Кончак, Галицкий, Скула («Князь Игорь»). Лауреат I премии Международного конкурса имени Кабалевского (Самара). II место ХI Международного фестиваля – конкурса имени Шаляпина (Кисловодск, 2011). Диплом за лучшее исполнение произведения Рахманинова на V Международном конкурсе музыки имени Рахманинова (Санкт-Петербург, 2012 год).
Написать нам