Закрыть поиск

«Евгений Онегин» снова на самарской сцене

"Самарская газета", 28.01.2014
Маргарита Прасковьина

Неброская обертка ярко звучащего спектакля

Без «Евгения Онегина» трудно представить себе репертуар любого оперного театра России. «Онегин» - наше все. 24 и 25 января в Самарском академическом театре оперы и балета состоялась премьера оперы Петра Ильича Чайковского. Спектакль получился насколько ожидаемым, настолько и неожиданным.


ФОРМА

Двигающиеся части пола - практически единственные декорации, которыми режиссер Владимир Петров наполнил сцену. Серая гамма оформления, по-видимому, призвана сосредоточить внимание зрителя на психологии персонажей, драматургии отношений между ними. Всеми оттенками серого, почти до графичности, «раскрашены» и костюмы, по задумке художника Юрия Купера.
Минималистическое решение в оформлении сцены раскрывает перед режиссером огромные возможности для выражения своих мыслей и образов. Однако в самарской постановке они не читались. Почему сцена дуэли, кульминационный центр спектакля, скрыта от зрителей подъемом части сцены и опусканием полотна? Зачем такое обилие вставных сцен с крестьянами, затягивающее монотонное развитие первого действия? Почему письмо Татьяны - это длинное тканое полотно, которое, занимая внимание зрителей, то раскручивает, то сворачивает Татьяна, а потом возвращает ей Онегин (и напоминает оно в этот момент то ли полено, то ли сверток с ребенком)?
Аскетичная сценография в конечном итоге играет не на руку постановщику - не отвлекаясь на декорации, зрители видят на сцене только отношения между персонажами. И с большей очевидностью становится понятно, что каждый герой существует в своем замкнутом мире, не взаимодействуя с окружающими.

СОДЕРЖАНИЕ

Дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Анисимов подарил зрителям музыку великолепной оперы Чайковского в исполнении оркестра Самарского академического театра оперы и балета. Еще одно безусловное достоинство спектакля - работа хора под руководством заслуженного деятеля искусств России Валерии Навротской (к сожалению, недавно покинувшей самарский театр).
На премьере заглавные партии блестяще исполняли приглашенные артисты - солист «Геликон-опера» Константин Бржинский (Онегин), солист Саратовского театра Илья Говзич (Ленский) и Ирина Крикунова (Татьяна). В партии князя Гремина превосходно выступил солист нашего театра, заслуженный артист России Андрей Антонов.
От «Евгения Онегина» остается смешанное чувство. С одной стороны, режиссерская концепция осталась неразгаданной, с другой - после выхода из театра еще долго продолжают звучать в голове знаменитые партии, прекрасно исполненные на самарской сцене.

КОММЕНТАРИЙ

Константин БРЖИНСКИЙ,

солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», исполнитель партии Евгения Онегина:
- «Евгений Онегин» в Самаре для меня - это новые открытия. Во-первых, в работе с дирижером. Мне очень интересно работать с маэстро Александром Анисимовым. Во-вторых, я впервые исполняю эту роль на такой большой сцене. До этого работал на более камерных. В образ Онегина входить достаточно трудно. Первый свой спектакль я делал в Центре оперного пения Галины Вишневской. Она говорила нам: «Ты должен в метро спускаться так, как будто ты Онегин: держать спину, застегнуть лопатки, примерять его стать». Родные и близкие уже знают, за пару дней до спектакля я меняюсь кардинально.
С самарскими артистами мы подружились уже на «Севильском цирюльнике» (Константин Бржинский исполнял партию Фигаро - Прим. авт.). Когда находишь контакт с людьми, на сцене все становится просто. 
Написать нам