Закрыть поиск

Наш ответ Любимову

Валерий Иванов
"Самарские известия", 09.11.2013

В Самарской опере продолжается VIII Международный фестиваль «Басы XXI века»

«Князь Игорь» прошел с подлинным шиком, порадовав солистами, оформлением, костюмами и комичными мелочами

Спектакли нынешнего, восьмого по счету фирменного самарского фестиваля «Басы XXI века» впервые идут не один за другим, а со значительными перерывами. Интервал между открывшей фестиваль вердиевской «Аидой» и вторым его спектаклем - «Князем Игорем» Александра Бородина составил целый месяц. Это не может не сказаться на эмоциональном тонусе и зрительском настрое. Об «Аиде» мы рассказали в «СИ» за 3.10., сегодня речь о фестивальном «Князе Игоре».

Во славу русского народа
Уровень обоих фестивальных спектаклей, пожалуй, лучших сегодня в репертуаре театра, был на высоте. Этому способствовали и удачно подобранные составы исполнителей, и фундаментальная, хотя и вызвавшая в свое время оживленную, особенно в связи с «Князем Игорем», дискуссию режиссура Юрия Александрова, который в тандеме с художником Вячеславом Окуневым блестяще справился с постановкой этих спектаклей.
За время, прошедшее с премьеры «Князя Игоря» на обновленной сцене театра в феврале 2011 года, ничего не утрачено ни в действенной структуре спектакля, ни в красочности его оформления. Как и было изначально задумано постановщиками, «Князь Игорь» - это спектакль-праздник. В нем сделаны акценты на светлых, позитивных аспектах оперы - монументального эпического полотна во славу русского народа, по существу нет отрицательных персонажей и смикшировано трагическое звучание отдельных эпизодов.
Как и на премьере, поражает великолепное оформление русских актов, прообразом которого стал замечательный памятник архитектуры древней Руси - Дмитровский собор во Владимире с его изощренным наружным скульптурным декором, а в половецком акте - огромные ритуальные каменные изваяния кочевников, в которые на глазах зрителей превращаются белокаменные громады храма. Радует глаз и впечатляющая россыпь русских и восточных костюмов, роскошных по покрою, цветовой гамме, отделке и богатству деталей.
Удалось сохранить не нарушающий реалистической традиции и гармонично сочетающийся со звучащей музыкой общий возвышенно-поэтический строй спектакля, в котором тонко проработана пластика не только ведущих персонажей, но и участников массовых сцен.

Судьба партитуры
У партитуры «Князя Игоря» непростая судьба. Александр Бородин, отдавший работе над оперой 18 лет жизни, так и не успел ее завершить. Это сделали после кончины композитора его друзья Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков. Незавершенность «Князя Игоря» стала поводом для составления его многочисленных редакций. Наиболее радикальному внедрению опера подверглась в процессе работы режиссера Юрия Любимова над ее постановкой в Большом театре в начале нынешнего года. Этот спектакль, из которого изъят авторский музыкальный материал часовой длительности произвел на меня шокирующее впечатление.
В нашем театре «Князь Игорь» идет в традиционной редакции Глазунова и Римского-Корсакова с привычными купюрами, в частности - без второго половецкого акта. В соответствии с режиссерским замыслом Юрия Александрова, записанная по памяти Глазуновым знаменитая увертюра к опере звучит после пролога.
В таком виде находящийся в репертуаре театра «Князь Игорь» принят Александром Анисимовым, который был за пультом фестивального спектакля.

Если бы не огрехи медных
Под управлением маэстро в этот вечер гармонично сошлись все музыкальные компоненты спектакля. Если бы не досадные огрехи медных, игру оркестра можно было бы оценить наивысшим баллом. Большое впечатление произвело мощное в кульминационных сценах и проникновенное в драматических эпизодах оперы звучание хора.
Поскольку спектакль был в афише басового фестиваля, в центре внимания находились исполнители басовых партий с приглашенными на них гостями – солистами столичных театров. К басовым партиям в этот раз с некоторой натяжкой была причислена и партия заглавного персонажа, которую везде и всюду исполняют крепкие баритоны, в крайнем случае басы-баритоны. Для опытного солиста московской Новой оперы, приглашенного солиста Мариинского театра Александра Киселева нынешний выход в самарском спектакле в партии Игоря явился дебютом – до этого он принимал участие только в концертных исполнениях этой оперы.

Жалостливая исповедь Игоря
Александр Киселев – ветеран самарского басового фестиваля. Он был участником самого первого фестиваля «Молодые басы России» 1998 года, а затем – пятого фестиваля 2003 года. Обладающему красивым, полного диапазона басом-кантанте певцу партия Игоря далась не без труда, особенно в верхнем диапазоне, где его голос звучал излишне напряженно, без присущего ему блеска. При богатой выразительности и ясной фразировке артист создал подчеркнуто бытовой характер, который не вяжется с представлением о героической личности. Даже знаменитая ария - монолог-размышление плененного Игоря более напоминала жалостливую исповедь.
Коварные повороты Кончака
Сценическим дебютом был в этот вечер и выход в партии Кончака солиста столичной «Геликон-оперы», приглашенного солиста нашего театра Михаила Гужова. Однако об этом вряд ли догадался кто-либо из слушателей. Гужов блестяще справился с требующей особой насыщенности звучания партией Кончака с ее предельными низами и коварными мелодическими поворотами. Самарская публика давно считает певца своим: он был участником двух последних басовых фестивалей, исполнил в премьерном составе заглавную партию в нашем «Борисе Годунове».

Разухабистый Галицкий
Участвовавший в двух последних фестивалях солист Национальной оперы Белоруссии Андрей Валентий прекрасно показался в партии Владимира Галицкого, которую он исполняет и в своем родном театре в спектакле, также поставленном Юрием Александровым. Так что артисту не составило труда «влезть в шкуру» этого разухабистого, буйного персонажа в предложенной режиссером нетрадиционно приглаженной трактовке. Валентий буквально купается в роли, благо в арсенале прекрасного певца-актера есть все необходимые для этого качества. Жаль только, что вокально партия Галицкого все-таки высоковата для Валентия, обладающего голосом невероятной звучности и с исключительно крепким нижним регистром.

«Свои» не подвели
Было бы несправедливо не отметить и самарских участников фестивального спектакля. Ирина Крикунова создала глубокий, исполненный драматизма образ Ярославны, покорив свободным, полнокровным звучанием голоса и точным пластическим рисунком роли. Юлия Маркова прекрасно справилась с партией Кончаковны, требующей особой вкрадчивости и страстности интонаций и легкой подвижности голоса, тембру которого у певицы все-таки недостает пряных контральтовых красок.
Не обошлось и без комичного нюанса. Юный княжич Владимир Игоревич – Дмитрий Крыжский перед тем, как страстно опуститься на колени перед Кончаковной – так по мизансцене – не забыл двумя руками предусмотрительно подтянуть брюки…
Написать нам