Закрыть поиск

Дивертисмент. Фортепианный концерт. Ленинградская симфония.



НОМИНАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" (2 номинации, 2021)

ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ "САМАРСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗА" (2021)

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов

I отделение: дивертисмент из балетных номеров 
II отделение: мировая премьера одноактного балета «Фортепианный концерт»
III отделение: одноактный балет «Ленинградская симфония»
________________________________________________________________

Дивертисмент

1. «Трагическое скерцо» – балетный номер на музыку второй части Десятой симфонии ми минор (1953, op. 93). Поставлен в 1999 году хореографом Игорем Бельским (1925-1999), на тот момент художественным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, для отчетного концерта выпускников Академии. Эта работа стала для него последней.
Головокружительно быстрая музыка скерцо Десятой симфонии выстроена как непрерывная борьба, противостояние двух сил. И в танце, поставленном Бельским, показана попытка условных палачей-угнетателей уничтожить аллегорическую Свободу, сопротивление Свободы и ее финальное торжество.

2. «Спортивный танец Западной комсомолки и четырех спортсменов» – номер из второго акта балета «Золотой век» (1930, op. 22). «Золотой век», заказанный ленинградским ГАТОБом (ныне – Мариинский театр), был призван совершить революцию в советском балетном искусстве, поэтому на его создание были брошены самые энергичные и креативные силы страны – не хуже, чем, например, на строительство Куйбышевского гидроузла. Оперный режиссер Александр Ивановский (1881-1968) написал залихватское либретто о том, как советская футбольная команда с приключениями ездила на западную выставку, называвшуюся «Золотой век». Мощную, насыщенную акробатикой хореографию создавали Василий Вайнонен (1901-1964), Владимир Чеснаков (1902-1942) и Леонид Якобсон (1904-1975). Именно Якобсон, которому еще предстояло прославиться как самому самобытному хореографу Советского союза, сочинил танец для квинтета спортсменов, в котором бесстрашно блистала совсем молодая Галина Уланова в роли комсомолки.

3. «Старая фотография» – номер из балета «Страница прошлого» хореографа Дмитрия Брянцева (1947-2004). Этот спектакль, поставленный в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1982 году, задумывался как предыстория «Ленинградской симфонии» и по замыслу хореографа представлял собой череду оживающих старых фотографий из жизни трех героев: Рабочего, Солдата и Матроса. На одной из них – той, что вошла в наш вечер балетов Шостаковича, – перед заводской проходной задорно отплясывал со своей девушкой Рабочий. В этом номере звучат четвертая и шестая части из Второй балетной сюиты Дмитрия Шостаковича (1951, op. 89B).

4. Сцена из балета «Барышня и Хулиган». История «Барышни и хулигана» берет свое начало в 1895 году, когда была издана повесть итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих». В том же году книга вышла в России в переводе Александры Каррик. В 1918 году на основе рассказа Владимир Маяковский написал сценарий к фильму «Барышня и хулиган», в котором снялся сам в роли хулигана. Действие фильма было перенесено в дореволюционную Россию.

Одноактный балет «Барышня и хулиган» впервые был представлен на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) в 1962. Либретто по мотивам одноимённого киносценария Владимира Маяковского написал Александр Белинский, а балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка же была взята из трёх балетов Дмитрия Шостаковича — «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», а также в партитуру вошли фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. После премьеры балет начал свое триумфальное шествие по стране: он был поставлен более чем в 20 городах Советского Союза. Премьера в Куйбышевском театре оперы и балета состоялась в 1966 года в постановке Светланы Шеиной. В 2023 году состоялась премьера новой постановки балета на сцене Шостакович Опера Балет.

Дирижер-постановщик — лауреат международного конкурса Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик — России Сергей Мохначев
Художник-постановщик — Андрей Войтенко (с использованием эскизов Валерия Доррера)
Художник по костюмам — Татьяна Ногинова (с использованием эскизов Валерия Доррера)
Художник по свету — Александр Наумов

5. «Праздничный вальс» – номер в хореографии Фёдора Лопухова (1886-1973) на музыку первой части Балетной сюиты № 3 (1952, op. 91С). Этот вальс был написан задолго до публикации сюиты, в 1934 году, и звучал в драматическом спектакле «Человеческая комедия» в театре имени Евгения Вахтангова, поставленного Александром Козловским и Борисом Щукиным.

6. «Фокстрот». Новый номер на музыку III части из сюиты для джаз-оркестра № 1 (1934), который для САТОБ поставил первый солист Мариинского театра Александр Сергеев, номинант Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (2006 – за роль в балете Дэвида Доусона «Reverence», 2022 – за роль в балете Максима Петрова «Поцелуй феи»). Томная, чувственная и очень новаторская для своего времени музыка Шостаковича позволяет на несколько минут погрузиться в атмосферу ироничной галантной игры, где царит единственная и неповторимая победительница.

Хореограф-постановщик – Александр Сергеев
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Эмиль Авраменко
________________________________________________________________

«Фортепианный концерт»

Одноактный неоклассический балет «Фортепианный концерт» – первая работа, которую для Самарского театра создал Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга, чьи балеты с 2015 года регулярно пополняют репертуар Мариинского театра.

Название балета определила музыка: концерт для фортепиано с оркестром № 1, до минор (оp. 35), написанный в 1933 году. Это совсем ранний Шостакович, пока не испытавший ударов разгромной критики 1936 года и антиформалистической кампании 1948; здесь он еще может себе позволить безоглядное музыкальное хулиганство: аллюзии к стилям композиторов-современников (Прокофьева, Стравинского, Рахманинова; Хиндемита, у которого подсмотрена идея солирующей трубы); прямые цитаты и из классиков (Бетховен, Малер, Гайдн), и из уличных песенок («Купите бублики» в первой части); намеки на собственную работу тапером в немом кино. И в то же время это Шостакович, который словно предчувствует уход беззаботных дней: с зажигательными быстрыми частями контрастируют задумчивые, рефлексирующие, почти трагические медленные; в головокружительных темпах временами слышна не беззаботность, а паника.

Эта музыка настолько насыщена драматургией сама по себе, что не нуждается в подтекстовке никакого сюжета, – зато диктует непростую хореографическую форму, следить за развитием которой зрителю предстоит очень внимательно.

Хореограф-постановщик – лауреат премии «Золотая Маска» Максим Петров
Художники-сценографы – Настя Травкина и Сергей Жданов.
Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова
Художник по свету – номинант премии «Золотая Маска» Константин Бинкин

________________________________________________________________

«Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, оp. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».

Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.
В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Балетмейстер-постановщик – Вячеслав Хомяков
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов
Театр имени Шостаковича показал на «Золотой Маске» балеты Шостаковича
Музыкальное обозрение, Екатерина Беляева, 22.03.22

Балет на фоне времени
Петербургский театральный журнал, Тата Боева, 15.03.22


Самарский театр оперы и балета показал на фестивале "Золотая Маска" "Фортепианный концерт"

Телеканал "Россия-К", 10.03.22. 


САТОБ выступил в Москве на фестивале "Золотая Маска"

НиаСам, 10.03.22. 

Лучшие гастрольные оперы и балеты на «Золотой Маске»: что смотреть и куда идти
Журнал "Forbes", 13.01.22.


Балет «Фортепианный концерт» САТОБ включен в две номинации премии «Золотая Маска»

63.ru, 3.11.21.


 
Поднимите мне золотые веки

No fixed points, Богдан Королёк, ноябрь 2020

Мировая премьера балетов на музыку композитора Дмитрия Шостаковича состоялась в Самаре
ГТРК "Самара", 8.11.20

В Самаре состоялась премьера балетов на музыку Шостаковича
Самарская газета, Константин Мишкин, 8.11.20

В Самаре состоялась мировая премьера балетов на музыку Шостаковича
Proгород Самара, 8.11.20

Мировая премьера балетов на музыку Шостаковича прошла в Самаре
КП-Самара, Ольга Афанасьева, 7.11.20

В Самаре показали балеты на музыку Дмитрия Шостаковича
ВолгаНьюс, 7.11.20

В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера вечера балетов на музыку Дмитрия Шостаковича
Самара-ГИС, Галина Костогрызова, 7.11.20

В театре оперы и балета пройдут вечера балетов на музыку Дмитрия Шостаковича
ВолгаНьюс, 5.11.20

«Ленинградская симфония» — биография нашей страны
Самарская газета, Ирина Кириллова, 5.11.20





Жанр: Самара Шостакович Балет I
Название: Дивертисмент. Фортепианный концерт. Ленинградская симфония.
Продолжительность: 2 часа 40 мин
Количество действий: 3
Дата премьеры: 08 ноября 2020
Возраст: 12+


НОМИНАНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" (2 номинации, 2021)

ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ "САМАРСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗА" (2021)

Дирижёр-постановщик – главный дирижёр САТОБ Евгений Хохлов

I отделение: дивертисмент из балетных номеров 
II отделение: мировая премьера одноактного балета «Фортепианный концерт»
III отделение: одноактный балет «Ленинградская симфония»
________________________________________________________________

Дивертисмент

1. «Трагическое скерцо» – балетный номер на музыку второй части Десятой симфонии ми минор (1953, op. 93). Поставлен в 1999 году хореографом Игорем Бельским (1925-1999), на тот момент художественным руководителем Академии русского балета имени Агриппины Вагановой, для отчетного концерта выпускников Академии. Эта работа стала для него последней.
Головокружительно быстрая музыка скерцо Десятой симфонии выстроена как непрерывная борьба, противостояние двух сил. И в танце, поставленном Бельским, показана попытка условных палачей-угнетателей уничтожить аллегорическую Свободу, сопротивление Свободы и ее финальное торжество.

2. «Спортивный танец Западной комсомолки и четырех спортсменов» – номер из второго акта балета «Золотой век» (1930, op. 22). «Золотой век», заказанный ленинградским ГАТОБом (ныне – Мариинский театр), был призван совершить революцию в советском балетном искусстве, поэтому на его создание были брошены самые энергичные и креативные силы страны – не хуже, чем, например, на строительство Куйбышевского гидроузла. Оперный режиссер Александр Ивановский (1881-1968) написал залихватское либретто о том, как советская футбольная команда с приключениями ездила на западную выставку, называвшуюся «Золотой век». Мощную, насыщенную акробатикой хореографию создавали Василий Вайнонен (1901-1964), Владимир Чеснаков (1902-1942) и Леонид Якобсон (1904-1975). Именно Якобсон, которому еще предстояло прославиться как самому самобытному хореографу Советского союза, сочинил танец для квинтета спортсменов, в котором бесстрашно блистала совсем молодая Галина Уланова в роли комсомолки.

3. «Старая фотография» – номер из балета «Страница прошлого» хореографа Дмитрия Брянцева (1947-2004). Этот спектакль, поставленный в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1982 году, задумывался как предыстория «Ленинградской симфонии» и по замыслу хореографа представлял собой череду оживающих старых фотографий из жизни трех героев: Рабочего, Солдата и Матроса. На одной из них – той, что вошла в наш вечер балетов Шостаковича, – перед заводской проходной задорно отплясывал со своей девушкой Рабочий. В этом номере звучат четвертая и шестая части из Второй балетной сюиты Дмитрия Шостаковича (1951, op. 89B).

4. Сцена из балета «Барышня и Хулиган». История «Барышни и хулигана» берет свое начало в 1895 году, когда была издана повесть итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих». В том же году книга вышла в России в переводе Александры Каррик. В 1918 году на основе рассказа Владимир Маяковский написал сценарий к фильму «Барышня и хулиган», в котором снялся сам в роли хулигана. Действие фильма было перенесено в дореволюционную Россию.

Одноактный балет «Барышня и хулиган» впервые был представлен на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета (ныне — Михайловский театр) в 1962. Либретто по мотивам одноимённого киносценария Владимира Маяковского написал Александр Белинский, а балетмейстер Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка же была взята из трёх балетов Дмитрия Шостаковича — «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», а также в партитуру вошли фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. После премьеры балет начал свое триумфальное шествие по стране: он был поставлен более чем в 20 городах Советского Союза. Премьера в Куйбышевском театре оперы и балета состоялась в 1966 года в постановке Светланы Шеиной. В 2023 году состоялась премьера новой постановки балета на сцене Шостакович Опера Балет.

Дирижер-постановщик — лауреат международного конкурса Евгений Хохлов
Балетмейстер-постановщик — России Сергей Мохначев
Художник-постановщик — Андрей Войтенко (с использованием эскизов Валерия Доррера)
Художник по костюмам — Татьяна Ногинова (с использованием эскизов Валерия Доррера)
Художник по свету — Александр Наумов

5. «Праздничный вальс» – номер в хореографии Фёдора Лопухова (1886-1973) на музыку первой части Балетной сюиты № 3 (1952, op. 91С). Этот вальс был написан задолго до публикации сюиты, в 1934 году, и звучал в драматическом спектакле «Человеческая комедия» в театре имени Евгения Вахтангова, поставленного Александром Козловским и Борисом Щукиным.

6. «Фокстрот». Новый номер на музыку III части из сюиты для джаз-оркестра № 1 (1934), который для САТОБ поставил первый солист Мариинского театра Александр Сергеев, номинант Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (2006 – за роль в балете Дэвида Доусона «Reverence», 2022 – за роль в балете Максима Петрова «Поцелуй феи»). Томная, чувственная и очень новаторская для своего времени музыка Шостаковича позволяет на несколько минут погрузиться в атмосферу ироничной галантной игры, где царит единственная и неповторимая победительница.

Хореограф-постановщик – Александр Сергеев
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Эмиль Авраменко
________________________________________________________________

«Фортепианный концерт»

Одноактный неоклассический балет «Фортепианный концерт» – первая работа, которую для Самарского театра создал Максим Петров, хореограф из Санкт-Петербурга, чьи балеты с 2015 года регулярно пополняют репертуар Мариинского театра.

Название балета определила музыка: концерт для фортепиано с оркестром № 1, до минор (оp. 35), написанный в 1933 году. Это совсем ранний Шостакович, пока не испытавший ударов разгромной критики 1936 года и антиформалистической кампании 1948; здесь он еще может себе позволить безоглядное музыкальное хулиганство: аллюзии к стилям композиторов-современников (Прокофьева, Стравинского, Рахманинова; Хиндемита, у которого подсмотрена идея солирующей трубы); прямые цитаты и из классиков (Бетховен, Малер, Гайдн), и из уличных песенок («Купите бублики» в первой части); намеки на собственную работу тапером в немом кино. И в то же время это Шостакович, который словно предчувствует уход беззаботных дней: с зажигательными быстрыми частями контрастируют задумчивые, рефлексирующие, почти трагические медленные; в головокружительных темпах временами слышна не беззаботность, а паника.

Эта музыка настолько насыщена драматургией сама по себе, что не нуждается в подтекстовке никакого сюжета, – зато диктует непростую хореографическую форму, следить за развитием которой зрителю предстоит очень внимательно.

Хореограф-постановщик – лауреат премии «Золотая Маска» Максим Петров
Художники-сценографы – Настя Травкина и Сергей Жданов.
Художник по костюмам – лауреат премии «Золотая Маска» Татьяна Ногинова
Художник по свету – номинант премии «Золотая Маска» Константин Бинкин

________________________________________________________________

«Ленинградская симфония» 

Одноактный балет на музыку первой части Седьмой «Ленинградской» симфонии до мажор (1941, оp. 60). Премьера этой симфонии состоялась 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета. Балет, либретто и хореография которого созданы Игорем Бельским, на тот момент артистом балетной труппы театра имени Кирова (ныне Мариинский театр), был впервые представлен на сцене 14 апреля 1961 года. Оформление создавал художник-плакатист Михаил Гордон. «Ленинградская симфония» ознаменовала собой уход от реалистичности драматического балета предыдущей эпохи, 1930-х-1950-х годов, к новой, более абстрактной эстетике, в которой танцевальная структура строится сообразно музыкальной – эта эстетика получит название «хореографический симфонизм».

Балет состоит из трех частей: «Безмятежное счастье», «Нашествие», «Реквием». Его герои – Юноша и Девушка, чью безмятежную жизнь нарушает нашествие Варваров. Ценой жизни Юноша дает отпор врагам.
В Советском союзе этот балет ставился повсеместно. В Куйбышев спектакль пришел в 1986 году, постановку осуществлял сам Игорь Бельский, дирижером-постановщиком стал главный дирижер театра Александр Говоров. Как и новая постановка 2020 года, предыдущий спектакль был оформлен по мотивам сценографии Михаила Гордона. Возвращением «Ленинградской симфонии» на самарскую сцену руководил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Балетмейстер-постановщик – Вячеслав Хомяков
Художник-постановщик – Андрей Войтенко (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова (по эскизам Михаила Гордона)
Художник по свету – Александр Наумов
Театр имени Шостаковича показал на «Золотой Маске» балеты Шостаковича
Музыкальное обозрение, Екатерина Беляева, 22.03.22

Балет на фоне времени
Петербургский театральный журнал, Тата Боева, 15.03.22


Самарский театр оперы и балета показал на фестивале "Золотая Маска" "Фортепианный концерт"

Телеканал "Россия-К", 10.03.22. 


САТОБ выступил в Москве на фестивале "Золотая Маска"

НиаСам, 10.03.22. 

Лучшие гастрольные оперы и балеты на «Золотой Маске»: что смотреть и куда идти
Журнал "Forbes", 13.01.22.


Балет «Фортепианный концерт» САТОБ включен в две номинации премии «Золотая Маска»

63.ru, 3.11.21.


 
Поднимите мне золотые веки

No fixed points, Богдан Королёк, ноябрь 2020

Мировая премьера балетов на музыку композитора Дмитрия Шостаковича состоялась в Самаре
ГТРК "Самара", 8.11.20

В Самаре состоялась премьера балетов на музыку Шостаковича
Самарская газета, Константин Мишкин, 8.11.20

В Самаре состоялась мировая премьера балетов на музыку Шостаковича
Proгород Самара, 8.11.20

Мировая премьера балетов на музыку Шостаковича прошла в Самаре
КП-Самара, Ольга Афанасьева, 7.11.20

В Самаре показали балеты на музыку Дмитрия Шостаковича
ВолгаНьюс, 7.11.20

В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера вечера балетов на музыку Дмитрия Шостаковича
Самара-ГИС, Галина Костогрызова, 7.11.20

В театре оперы и балета пройдут вечера балетов на музыку Дмитрия Шостаковича
ВолгаНьюс, 5.11.20

«Ленинградская симфония» — биография нашей страны
Самарская газета, Ирина Кириллова, 5.11.20





Написать нам